|
це Неба, Изиде, (1. с. 257) Люций
говорит: Ты распутаешь нити судьбы, даже если они переплетены нераспутываемо;
ты умиротворяешь бури Фортуиы и овладеваешь движением светил, несущим с собой
бедствие.— Вообще целью мистерий было с помощью магической силы сломит роковое
“насилие звезд”. Власть рока ощущается лишь тогда неприятно, когда все идет
против нашей воли, но это означает, что мы не находимся более в согласии с
самими собой. Как я показал в своей работе Значение отца для судьбы каждого,
наиопаснейшей роковой силой является инфантильная установка libido, которая
нашла себе место в бессознательном. Роковая принудительность оказывается при
ближайшем рассмотрении принудительностью libido, почему Матерлинк и прав,
говоря, что Сократ никогда не мог бы быть героем трагедии, подобно Гамлету.
Соответственно этому взгляду, уже античный мир привел в связь с первичным
светом или первичным огнем и со стоическим представлением о последней причине,
с теплом, распространившимся всюду, все создавшим, а потому и являющимся
роковым. Это тепло, как впоследствии будет показано, есть образ libido. Другим
образом необходимости является, согласно книге Зороастра, воздух, который в
виде ветра имеет связь с началом оплодотворяющим. Пастору Келлеру (Цюрих),
автору книги о Бергсоне я обязан указанием на относящееся сюда понятие
Бергсона: duree creatrice.
39 Шиллер говорит в Валлснтшейнс: “В твоей груди находятся звезды твоей судьбы.
” — “Наши судьбы суть результат нашей личности”, говорит Эмерсон в своих Опытах.
Ср. мои рассуждения в Значении отца для судьбы каждого.
40 Подъем к “Идее” особенно хорошо обрисован у Августина (Исповедь, кн. X. гл.
VI и след). Начало восьмой главы гласит: “Я возвышусь, стало быть и над этой
силой моей природы, шаг за шагом подымусь к тому, кто меня приуготовил; приду к
нивам и далеким дворцам моего воспоминания.”
41 Исповедующие Митру также называли друг друга братьями. По философской
терминологии и Митра был также Логосом, эманированным из Бога (Cumont: Myst.
des Mythra, S. 102). Кроме исповедовавших Митру было еще много братьев,
называвшихся тиазотами; вероятно это были организации, из которых впоследствии
выросла церковь (Л. Kallhoff. Die Entstehung des Christentums, S. 79 ff.).
42 Августин, стоявший близко к этой переходной эпохе не только по времени, но и
по духу, пишет в своей Исповеди (кн. 6, гл. 16): “Я поставил вопрос, почему мы,
даже если бы были бессмертны и жили бы все дальше в неизменном обладании нашим
телом, без боязни когда-либо потерять его, все-таки не могли бы быть счастливы
и что именно мы искали бы дальше? Я, жалкий, не подумал о том, из какого
источника проистекало то, о чем я спокойно говорил со своими друзьями, касаясь
предмета столь позорного, и не мог я быть счастлив без этих друзей даже при том
образе мыслей, который я обнаруживал тогда при каждом возникновении чувственной
радости. Этих друзей я любил действительно бескорыстно и знал, что они тоже
привязаны ко мне без всякого себялюбия. О, чудесно извилистая тропа!” — “Горе
отважному духу, который надеялся, отступив от Бога, войти в обладание лучшим!
Двинется ли он вперед или назад, ляжет ли на спину или на бок, всюду встретят
его жестокие недуги. Ты один есть покой!”
Было бы не только непсихологично, но и совершенно ненаучно объявлять, без
дальнейших разговоров подобные воздействия религии суггестивными внушениями.
Такие вещи следует брать всерьез, как выражение глубочайшей психологической
потребности.
43 Cumont 1. с., стра. 108 и 123. Ср. Фрейд: Die Traumdeutung.
44 См. о сублимировании у Фрейда: Drei Abhandlungen zur Sezualthcorie, Wien,
1905 S. 76.
45 На секуляризацию религиозного интереса, как на новое воплощение логоса,
указывает и Kalthoff (Entstehung des Christentums, S. 154). Ход его мысли,
сходен с моим. Он говорит: “Более глубокий взгляд на одушевление природы в
современной живописи, жизненная интуиция, от которой не в состоянии отказаться
больше и наука, даже в самой строгой своей работе, дает возможность легко
понять, каким образом логос эллинской философии (который указал древнему типу
Христа его положение в мире), лишенный своего потустороннего характера,
празднует свое новое воплощение.”
46 Именно это обстоятельство, по-видимому, и явилось причиной гибели культа
Митры, когда этот культ принял более внешние формы выражения: взор той эпохи
должен был быть отведен от мирской красоты Августин (Исповедь, кн. X, гл. 6)
верно замечает: “Люди становятся поданными творения вследствие любви к
последнему”.
47 Августин (Исповедь, кн. X, гл. 6) говорит: “Что же я люблю когда я люблю
Тебя, о Боже? Не телесный образ, не временную прелесть, не блеск света, столь
излюбленный глазам, не сладостные мелодии разнообразных песен, не нежный запах,
цветов и благоухающих мазей и трав, не манну и не медь, не члены, которым
приятны телесные объятия. Не это люблю я, люблю моего Бога. Но свет, голос,
благовоние, явствы и объятия моего внутреннего человека; что светит моей душе,
не будучи в пространстве; что звучит, не будучи во времени; что благоухает, не
будучи разносимо ветром; что вкушается и не перестает быть желанным; что
пребывает во взаимности, не будучи расторгнуто пресыщением. Вот что я люблю,
любя моего Бога. Быть может здесь прелюдируется Семь печатей Заратустры
(Nietzche, Werke 6, S. 33 ff.)”.
48 См. его 41-ое письмо к Люцилию.
49 Кн. X, гл. 8.
V. Песня о моли
Немного позднее мисс Миллер отправилась из Женевы в Париж; она говорит: “Мое
утомление в вагоне было так велико, что я едва могла проспать один час. Было
ужасно жарко в дамском купе”. В четыре часа утра она заметила моль, которая
летала вокруг вагонной лампы. После этого она попробовала снова заснуть. И тут
ей пришло в голову следующее стихотворение, которое она озаглавила: Моль солнцу
и которое мы приводим здесь в буквальном переводе.
“Я стремилась к тебе с первого пробуждения моей души, все мои мечты
принадлежали тебе еще тогда, к
|
|