|
приготовлявший пищу верующим и согревавший их; вода, утолявшая их жажду и
очищавшая их; даже воздух, которым они дышали, и свет дневной, им светивший,
были предметом их богопочитания.
Может быть ни одна религия не дала своим исповедникам столько побуждений к
молитве и богослужениям, сколько митриацизм. Когда посвященный вечером
направлялся к святой пещере, скрытой в лесном уединении, то на каждом шагу все
новые и новые впечатления вызывали в его сердце мистическое возбуждение. Звезды,
сиявшие на небе; ветер, шевеливший листвой; источник и ручей, спешивший журча
к долине; самая земля, на которую ступала его нога — все было божественным в
его глазах и вся природа, его окружавшая, вызывала в нем благоговейную робость
перед лицом бесконечных сил, действующих во вселенной” 47.
Основные идеи митриацизма, которые, как и многое другое из жизни античного духа,
восстали вновь из гроба в эпоху Возрождения, можно встретить в следующих
прекрасных словах Сенеки 48. “Когда ты вступаешь в лес со старыми и необычайно
высокими деревьями, в котором сплетения ветвей и веток закрывают вид неба,
разве величавость такого леса, тишина местности, чудесная тенистость этого
свободного образованного чащей купола не пробуждает в тебе веры в высшее
существо? И там, где в размытой каменной глыбе, под выступом горы зияет пещера,
созданная не руками человеческими, а высеченная природой, разве не проникает в
твою душу своего рода религия? Мы освящаем места истоков великих рек; там, где
из темной почвы пробивается вода, стоит алтарь; мы почитаем теплые источники;
иные озера признаются священными за окружающую их мрачную тенистость или за
бездонную глубину”.
Все это погибло в мироотчужденности христианства, с тем, чтобы воскреснуть
гораздо позднее, тогда, когда мышление уже достигло той самостоятельности идеи,
которая была способна противостоять эстетическому впечатлению в такой мере,
чтобы мысль не сковывалась более чувственно окрашенным воздействием впечатления,
а могла бы возвыситься к рефлектирующему наблюдению. Так вступил человек в
новое и независимое отношение к природе, чем было положено основание
естественной науки и техники. Но таким путем произошел новый сдвиг центра
тяжести интересов, возникло новое реальное перенесение, в котором наше время
зашло очень далеко. Материалистический интерес оказался наиболее преобладающим.
Поэтому обители духа, где прежде шло величайшее борение и развитие, находятся в
запустении. Мир не только обезбожен, как на то жаловался сентиментализм 19-го
века, но и несколько обездушен. Поэтому нечего удивляться, если открытия и
учения фрейдовской школы с ее столь исключительно психологическими точками
зрения встречают качанием головой. Благодаря переложению центра тяжести
интересов из внутреннего мира во внешний, познание природы в сравнении с
прежним временем бесконечно возросло, а через это антропоморфическое воззрение
на религиозную догму подвергнуто огромному сомнению. Религиозный человек наших
дней лишь с большим усилием может закрыть на это глаза, так как не только
сильнейшие интересы отвратились от христианской религии, но и усилилась критика
последней и неизбежная корректура ее. Христианская религия, по-видимому, уже
выполнила свое великое биологическое назначение: она воспитала человеческое
мышление к самостоятельности; потому ее значение утратилось, пока в трудно
определимом объеме; во всяком же случае догматическое содержание христианства
отнесено в область мифики.
Во внимание же к тому, что эта религия в воспитательном отношении совершила
величайшее, что только мыслимо было сделать, отвергнуть ее ео ipso невозможно.
Мне представляется, что ее мыслительные формы и не в последнем счете ее великая
жизненная мудрость, оказавшиеся в течение двух тысячелетий необычайно
действенными, могут все еще быть полезными каким-нибудь образом. Подводным
камнем является злосчастное сцепление — религии и морали. Вот что надлежит
преодолеть. От этой борьбы остаются следы в душе и мы неохотно констатируем
отсутствие таких следов в некоторых душах. Трудно сказать, в чем состоят эти
следы; тут недостает ни понятий, ни слов; если я все-таки думаю высказаться по
этому поводу, то сделаю это параболически следующими словами Сенеки 49:
“Если ты настойчиво стремишься к благородному образу мысли, то ты совершаешь
нечто доброе и полезное. Тебе незачем, однако, этого хотеть; ведь это у тебя
самого в руках; ты в состоянии это сделать. Тебе незачем возносить руки к небу
или просить храмослужителя, чтобы он для вящего услышания твоей молитвы
позволил тебе приникнуть к уху идола; Бог близок тебе; он у тебя, в тебе. Да,
мой дорогой Люцилий! в нас живет святой дух, который следит за всем злым и
добрым в нас и бодрствует над этим. Как мы поступаем с ним, таков он и с нами;
никто не бывает хорошим человеком без Бога. Может ли кто-нибудь вознестись к
счастию без него? Разве это не он, кто внушает людям великие и возвышенные
мысли? В каждом честном и деятельном человеке живет Бог; какой — этого я тебе
сказать не сумею!”
примечания
1 Выбор слов и уподоблений всегда имеет значение. Следовало бы написать
психологию путешествия и тех бессознательных сил, которые соучаствуют
последнему.
2 Эта душевная болезнь носила до сих пор чрезвычайно неудачное название, данное
ей Крэпелином: dementia praecox. Что ее открыли психиатры, является большим
несчастьем для этой болезни: она обязана этому обстоятельству плохим прогнозом;
dementia praecox означает почти то же, что терапевтическая безнадежность. Как
обстояло бы дело с истерией, если бы ее захотели обсуждать с точки зрения
психиатра! Психиатр видит в своей больнице естественно лишь самое отчаянное и
вынужден поэтому быть пессимистом: терапевтически он обессилен. До чего
безнадежным оказался бы туберкулез, если бы клиническую картину его дал врач
убежища для неизлечимых! Подобно тому, как хронические истерии, которые в
больницах медленно проходят, не могут быть характеризованы как настоящие
истерии, так же нельзя считать за de
|
|