|
ерах, которые
часто являлись искусственными. Возможно, что христианские подземные
церкви-пещеры и т. н. нижние церкви имеют тождественное значение.
87 Ср. Шульце (Schultze): Die Katakomben, 1882, стр. 9 и ел.
88 Во время тавроболий приносили в жертву быка над ямою, в которой находился
посвящаемый. Посвящение состояло в том, что его обливала кровь жертвы. Таким
образом это было возобновленным зачатием и возрождением, крещением. Окрещенный
таким образом назывался Renatus.
89 Дальнейшие доказательства у Герцога, 1. с. стр. 224.
90 Дальнейшие доказательства у Герцога, 1. с. стр. 225.
91 Все же содержали священных змей, чтобы показывать их, а также и для других
целей.
92 Герцог: 1. с. стр. 212.
93 Роде: Psyche I, стр. 244, IV-oe изд.
94 По Филону, змея есть одухотвореннейшее из всех животных; природа ее —
природа огня, быстрота ее громадна я движется она не пользуясь для этого
каким-либо специальным членом. Она живет долго и избегает старости, спуская
кожу. Поэтому ее допускают к участию в мистериях, ибо она бессмертна. (Maehly:
Die Schlange in Mylhologie und Kultus der klassischen Volker, 1867, стр. 7.)
95 Например св. Иоанн Квинтена Матсиса (Qumten Matsys. См. иллюстрацию.) Так же
два изображения неизвестного страсбургского мастера в страсбургскоя галерее.
96 “И жена — держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и
нечистотою блудодейства ее”. (Апок. 17, 4.)
Жена пьяна кровью святых и “свидетелей Иисусовых” — поразительно верное
изображение страшной матери. (Причем чаша соответствует половым органам.) В
тибетском мифе Вогда-Гессер-Хана трудно достижимая драгоценность, остерегаемая
демоническою старухою, является жуком. Гессер говорят ей: “Сестра, с тех пор,
как я родился, ты еще не показала мне душу мою, жука”. Libido матери также
является душою. Надо заметить, что и старуха хочет иметь героя мужем своим.
(Фробениус: 1. с. стр. 291.)
97 Перв. поел. к Кор. 10, 16.
98 Это и есть смысл мистерии. Она должна, по символическим мостам, привести
ненужную, бездеятельную кровосмесительную libido к осмысленной деятельности и
таким образом превратить темное принуждение libido, действующей в
бессознательном, в социальное общение и высшее нравственное стремление.
99 Прекрасным доказательством является описание оргий русских сектантов у
Мережковского в его книге: “Петр и Алексей”. В культе азиатской богини любви
(Анаиты, Милитты и т. д.) храмовая проституция являлась организованным
учреждением. Оргиастический культ Анагиты удержался и у новейших сект, так
называемых “гасителей огня”, у иезедов и душикурдов, совершающих ночные
религиозные оргии, оканчивающиеся дикою разнузданностью и свальным грехом,
причем иногда происходят и кровосмешения. Дальнейшие указания встречаются в
ценном труде Ш т о л я.
100 По поводу поцелуя змеи ср. Гримм, II, стр. 809 и ел. Этим освобождается
прекрасная женщина. Сосание указывает на материнское значение змеи,
существующее наряду с фаллическим. Это — совокупление на дополовой ступени.
Больная г-жи Шпильрейн говорит следующее (Jahrbuch, III, стр. 344 и ел.): “Вино
есть кровь Христова. Вода должна благословляться, да и благословляется им.—
Заживо погребенный превращается в виноградное насаждение. То вино становится
кровью.— Вода пропитывается детскостью, ибо Бог сказал: будьте как дети. Есть и
сперматическая вода, которая также может быть перемешана с кровью. Быть может,
это и есть Иисусова вода”. Тут перемешаны всевозможные значения бессмертия,
даруемого причастием. В и д е м а н (Der alte Orient, II, стр. 18, цит. Д и т е
р и х: l c. стр. 101) доказывает, что сосание молока бессмертия благодаря
питанию у груди богини является египетской мыслью. Ср. с этим миф о Геркулесе,
где герой один единственный раз сосал молоко из груди Геры и благодаря этому
добился бессмертия.
101 Из писаний сектанта Антона Унтернерера. Тайный рескрипт бернского
правительства пасторскому и городскому управлению, 1821. Я обязан сообщением
мне этих документов г-ну пастору д-ру О. Пфистер.
102 Н и ц ш е, Заратустра: “И эту притчу я даю вам: не мало таких, которые
хотели изгнать своего дьявола и при этом сами внедрились в свиней”.
103 Ср. видение Зосимы.
104 В первоначальной двусмысленности ср. testis — яичко и свидетель.
105 Смысл причастия, как мистического соединения (unio mystica) с Богом,
собственно говоря, смысл половой и весьма материальный. Первоначально причастие,
вероятно, означало гиеросгамос. Поэтому в отрывке мистерии Аттиса, переданном
Фирмиком, говорится, что мист “ест из тимпана”, “пьет из кимвала” и он
признается: “Я вошел в брачный чертог”. У з е н е р указывает (у Дитерих, 1. с.
стр. 126) еще на целый ряд мест патриотической литературы; приведу оттуда лишь
одну фразу из речей Прокла константинопольского: свадебный покой, в котором
Логос бракосочетался с плотью.
Таким образом церковь является как бы свадебным покоем, в котором дух
совокупляется с плотью. И р и н е и передает в дополнение к этому многое из
обычаев посвящения известных гностических сект — обычаев, бывших, собственно,
ничем иным, как духовными свадьбами. (Ср. Дитерих: 1. с. стр. 12 и ел.) В
католической церкви и до сих пор при посвящении священника празднуется
гиеросгамос. При этом молодая девушка изображает церковь.
106 Ср. также фантазии Felicien Pops: Распятый Приап.
107 Ср. по этому поводу символику стихотворения Ницше: “Зачем прельстился ты
раем старой змеи?” и т. д.
10
|
|