|
той черте выразилась боязнь запятнать себя,
которая проистекала из тайной мучительной брезгливости.”
Ницше, как известно, появился в Базеле очень молодым человеком. Он находился
как раз в том возрасте, когда другие молодые люди думают о браке. Он сидел
рядом с молодой женщиной и рассказывал ей, что с прозрачным членом его тела
случилось нечто страшное и отвратительное и что ему пришлось вобрать это нечто
целиком в свое тело. Известно, что за болезнь привела Ницше к преждевременному
концу. Именно это самое он имел ввиду сообщить своей даме. Смех ее был,
действительно, некстати.
2 Ferenczi: Introjektion und Uebertragung. Jahrb. f. psychoanalvtische u.
psychopathologische Forsch., Bd. I.
IV. Гимн Творцу
Вторая глава озаглавлена у мисс Миллер: Gloire a Dieu. Poeme onirique.
В 1898 г. двадцатилетняя мисс Миллер отправилась путешествовать по Европе.
Предоставим слово ей самой. “Во время продолжительного и сурового переезда из
Нью-Йорка в Стокгольм, а оттуда в Петербург и после в Одессу для меня было
настоящим сладострастием 1 покинуть населенные города, вступить в мир волн и
молчания. Я целыми часами оставалась на палубе, растянувшись на складном стуле,
погруженная в мечты. Истории, легенды, мифы различных стран появлялись передо
мной в неясных очертаниях слитыми в своего рода светящееся облако; предметы
теряли в нем свои действительные образы, в то время как мечты и мысли
приобретали видимость реальной действительности. Первое время я избегала
общества и держалась в стороне, я терялась в своих мечтаниях, где все, что я
знала великого, прекрасного и доброго, вставало передо мной с новой силой и с
новой жизненностью. Значительную часть моего времени я тратила на то, чтобы
писать моим далеким друзьям, читать и набрасывать небольшие стихотворения о тех
местностях, которые я видела. Некоторые из этих стихотворений имели более
серьезный характер.”
Может показаться излишним входить во все эти подробности. Но если мы вспомним
выше сделанное замечание о том, что если люди дают свободно высказаться своему
бессознательному, они неизменно сообщают важнейшие обстоятельства своей
интимной жизни, то важной окажется и мельчайшая подробность. Ценные личности
высказывают нам при посредстве своего бессознательного всегда ценные вещи.
В этом отрывке мисс Миллер изображает состояние интроверсии: после того, как
жизнь городов с ее многообразными впечатлениями привлекла к себе ее сильнейший
интерес в связи с той же рассмотренной внушаемостью (суггестивностью), которая
насильственно вызывает впечатление, мисс Миллер облегченно вздохнула на море и
погрузилась после всех этих внешних образов совершенно во внутрь своей души,
нарочито отрезав себя от окружающего, так что предметы потеряли для нее свою
реальность, мечты же приобрели последнюю. Мы знаем из психопатологии, что
бывают такие состояния умопомрачения 2, которым предшествует медленное и
постепенное ухождение от действительности и погружение в фантазию; причем по
мере утраты чувства внешней действительности мир внутренний получает все более
реальное и определительное значение 3. Этот процесс доходит до своего
наивысшего пункта, который бывает индивидуально различным именно, когда больным
вдруг доходит более или менее до сознания их отрезанность от действительности;
в результате появляется патологическая раздражительность, т. е. больные
начинают обращаться к окружающим, конечно, питая болезненные намерения, которые
рисуют попытку перенесения, правда, неудачную, но все же компенсирующую 4. И
способы обнаружения этих намерений тоже, разумеется, различны, о чем, однако
здесь я подробно говорить не стану.
Этот тип дает некоторое психологическое правило, которое относимо ко всем
неврозам, а поэтому, конечно, в весьма ослабленной мере и к нормальным. Отсюда
мы можем ожидать, что мисс Миллер после этой энергичной и длительной
интроверсии, которая временно повлияла даже на чувство действительности, снова
подпадет впечатлению реального мира, и что это суггестивное влияние будет не
менее энергично нежели то, которое исходило от ее мечтаний. Следуем дальше
рассказу.
“Но когда путешествие приближалось к концу, морские офицеры старались
перещеголять друг друга в любезностях и я провела много веселых часов,
забавляясь обучением их английскому языку. Возле берегов Сицилии в гавани
Катании я сочинила песню моряков, которая, впрочем, очень похожа на одну хорошо
известную морскую песнь: Brine, wine and damsels fine. Итальянцы большей частью
все поют хорошо и один из офицеров, который во время ночного караула пел на
палубе, произвел на меня большое впечатление и внушил мне мысль написать к его
мелодии подходящий текст.”
“Вскоре после этого мне пришлось перевернуть смысл известной пословицы Veder
Napoli e poi morir: я вдруг заболела, хотя и не опасно; потом я поправилась
настолько, что могла сойти на берег, чтобы осмотреть достопримечательности
города; этот день утомил меня очень, и так как мы намеревались на следующий
день осматривать Пизу, то я вечером пораньше возвратилась на пароход и вскоре
легла спать, не думая при этом ни о чем серьезном, а лишь о красоте офицеров и
об уродливости итальянских нищих.”
Несколько разочаровываешься, когда вместо ожидаемого впечатления от
действительности наталкиваешься на небольшое интермеццо, на флирт. Впрочем,
один из офицеров, певец, произвел большое впечатление. Замечание, сделанное в
конце описания, ослабляет, впрочем, опять серьезность этого впечатления. Что
последнее все-таки очень повлияло на настроение, подкрепляется тем
обстоятельством, что в честь певца было сочинено стихотворение эротического
характера. Обычно склоняются к тому, чтобы подобные впечатления брать слишком
легко и охотно поддаются показаниям, в которых все обрисовывается как нечто
обыкновенное и мало серьезное. Я останавливаю внимание на этом обстоятельстве,
так как важно знать, что эротическое впечатление, последовавшее за
|
|