Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Символы и метаморфозы Либидо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-
 
у можно предположить, что обратное 
устремление естественно будет способствовать развитию архаических продуктов, т. 
е. что будут разбужены древние функциональные образы системы мышления, 
заложенные в мозг еще при дифференцировании его. По некоторым имеющимся у меня 
(еще не опубликованным) материалам инфантильная фантазия действительно, 
по-видимому, имеет весьма замечательный архаический и одновременно общезначимый 
.характер, который возможно сравнить с продуктами dementia praecox. 
Представляется вероятным, что в этом возрасте возвратное устремление вновь 
будит ассоциации элементов и аналогий бывших ранее элементами архаической 
картины мира. Исследуя, какие именно элементы должны быть отнесены к этому 
разряду, мы видим при первом же взгляде на психологию мифов, что архаическая 
картина мира была, главным образом, сексуально-антропоморфична.
Подобные понятия, как кажется, играют главную роль в бессознательной детской 
фантазии, как явствует из любых документов означенных материалов. Сексуализму 
невроза нельзя придавать буквального значения, а надо на него смотреть как на 
возвратно устремленную фантазию и символическое возмещение актуального 
приноровления; такой сексуализм ранней детской фантазии, особенно же проблема 
кровосмешения, есть продукт возвратного устремления libido, оживившей 
архаически функциональные пути — продукт в сильной степени перевешивающий 
действительность. Поэтому я в этой моей книге и говорю о проблеме кровосмешения 
в весьма неопределенных выражениях, чтобы не дать возникнуть предположению, что 
я под этим вообще подразумеваю прямую, грубую склонность к родителям.
Действительное положение вещей, как видно из моих разъяснении, гораздо сложнее. 
Кровосмешение, как таковое, и в древности не могло иметь особого значения, ибо, 
по всевозможным причинам, совокупление со старухой едва ли возможно предпочесть 
совокуплению с молодой девушкой; по-видимому, мать лишь психологически стала 
играть большую роль при кровосмешении. Так например в древности 
кровосмесительные браки заключались не по любовной склонности, а по особому 
суеверию, тесно связанному с теми мифическими представлениями, о которых здесь 
шла речь. Один из фараонов 11-й династии женился на своей сестре, на своей 
дочери и на своей внучке; Птоломеи также совершали браки с сестрами; Камбиз 
женился на сестре своей, Артаксерс на обеих дочерях, Квобад 1-й (в VI веке до н.
 э.) на своей дочери! Сатрап Сизимитр женился даже на матери своей. Эти 
кровосмесительные браки объясняются тем, что Зенд-Авеста прямо советует браки с 
родственниками; они должны были усилить сходство владыки с божеством и поэтому 
были явлением более искусственным нежели естественным, ибо заключались скорее 
по склонности теоретической нежели биологической. (Практическим принуждением к 
подобным бракам часто являлись своеобразные законы о наследствах, остатки 
древнего матриархата.) С точки зрения современной любовной психологии 
невозможно судить о недоразумениях, с которыми часто приходилось считаться 
древнему варвару при выборе его полового объекта. Во всяком случае 
кровосмешение полуживотной древности не имеет никакого отношения к громадному 
значению кровосмесительных фантазий у культурных народов. Это приводит нас к 
предположению, что и тот запрет кровосмешения, который мы встречаем и у 
сравнительно мало развитых племен, относится скорее к мифологическим 
представлениям нежели к биологическому вреду; поэтому эти этнические запрещения 
касаются большей частью матери, гораздо реже — отца. Вследствие этого запрет 
кровосмешения надо понимать скорее как следствие возвратного устремления libido,
 именно как следствие либидинозного страха, который возвратно перебросился на 
мать. Разумеется, трудно или даже невозможно выяснить причину этого страха. 
Решаюсь лишь намекнуть на возможность того, что тут дело идет о первичном 
разъединении парных противоположностей, скрытых в глубине воли к жизни — 
стремлении к жизни и стремления к смерти. Какого приноровления хотел избегнуть 
древний человек этой интроверсией и возвратным устремлением к родителям — 
остается неясным; но по аналогиям душевной жизни вообще можно предположить, что 
libido, нарушавшая первоначальное равновесие существования и умирания, 
остановлена была каким-либо особенно трудным условием приноровления, перед 
которым она отступает и до сего дня.
Вернемся после этого долгого отступления к песне Ригведы. Я считал не лишними 
эти дальнейшие пояснения по поводу фантастичности того применения libido, от 
которого должно отрешиться. Картина мира и мышления возникли благодаря 
испуганному отступлению перед жестокой действительностью; лишь после того, как 
человек, благодаря возвратному устремлению, снова убедился в защищающей его 
родительской власти 159, он вступает в мир “мыслящим” 160, т. е. находясь под 
влиянием детских сновидений, охваченный магическими суевериями; со страхом 
приступая к жертве всего лучшего, что ему принадлежит, и мало-помалу убеждаясь 
в благосклонности невидимого, он медленно растет и власть его постепенно 
развивается — по мере его освобождения от обращенного вспять томления и 
начального внутреннего разлада его существа.
Ригведа 10, 90 оканчивается полным глубокого смысла стихом, знаменательным и 
для христианской мистерии:
“Боги, жертвуя, чествовали жертву и это было их первым жертвенным деянием; они 
могущественно поднялись к небесам, туда, где обитают древние, блаженные боги”.
Благодаря жертве получается власть, граничащая с властью “родителей”. Таким 
образом жертва также соответствует ходу душевного созревания.
Подобным же способом, каким возник мир (через жертву и отречение от обращенной 
вспять к матери libido) — по учению Упанишад возрождается и человек, достигая 
состо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-