|
довлетворению наших
потребностей по отношению к внешнему миру”. Важность этого положения
подчеркивается совершенно независимыми от Фрейда воззрениями Пьера Жанэ; они
заслуживают быть упомянутыми, так как несут с собой подтверждение с другой
стороны, именно с биологической. Жанэ различает в психической функции устойчиво
организованную “нижнюю” часть и в постоянном видоизменении обретающуюся верхнюю
часть:
“Именно к этому-то верхнему отделу функций, к их приспособлению к
обстоятельствам действительности и относятся неврозы — неврозы суть нарушение
или остановка эволюции функций — суть болезни различных функций организма,
охарактеризованные искажением, верхнего отдела этих функций; эволюция их,
приспособление к данному моменту, к настоящему состоянию мира наружного и
данной личности, остановлены; другие же их отделы не повреждены. Высшие
действия эти заменяются физическим и нравственным, в особенности же эмотивным
волнением. Эмотивное волнение является лишь стремлением заменить высшую
деятельность некой преувеличенной низшей деятельностью, особенно же грубыми
возбуждениями внутренних органов.”
21 Я обязан Dr. Abrahamy следующим интересным сообщением: у девочки 3,5 лет
родился братец, что повело к обычной детской ревности; однажды она сказала
матери: “Ты две мамы; ты моя мама, а твоя грудь мама братца”. Она только что с
большим интересом наблюдала за актом кормления. Для архаического мышления
ребенка очень характерно, что он называет грудь матерью.
22 Ранк рассматривает миф как массовый сон народа. Ср. также новейшее сочинение
Ранка: Der Mythus von der Geburt des Helden, 1909. Риклин обратил особенное
внимание на механизм сновидения в сказке. То же самое сделал Абрагам для мифа
(Тгаum und Mythus, 1909). Он говорит на стр. 36, что “миф есть осколок
преодоленной инфантильной душевной жизни народа”, а на стр. 71 — что “миф есть
сохранившаяся часть инфантильной душевной жизни народа, а сон — миф
индивидуума”.
23 Konflikte der-kindlichen Seele, S. 6, Fussnote.
24 Ср. Абрагам: Тгашп und Mythus, S. 40 ff. Желание, касающееся будущего,
выставляется уже исполненным в прошедшем. Впоследствии такой детской фантазией
вновь занимаются регрессивно, чтобы тем компенсировать разочарование в
действительной жизни.
25 Rank Mythus von der Geburt des Helden.
26 Этим, конечно, не сказано, что, так как древний мир обладал таким
“учреждением”, то поэтому нечто появляется вновь и в нашей фантазии; скорее это
должно означать, что в древности было возможным, чтобы постоянно и повсюду
возникавшая фантазия сделалась своего рода “установлением”, и это
обстоятельство приводит к заключению о своеобразном духовном складе древнего
мира.
27 “Диоскуры заключают с левкипидами браки неизменно путем похищения, что
принадлежало к необходимым свадебным обычаям более далекой древности.” Preller.
Griechische Mythologie, 1854, Во. II, S. 68.
28 См. Greuzer. Symbolik und Mythologie, 1811, Bd. Ill, S. 245 ff.
29 Ср. также содомские фантазии В метаморфозах у Апулея. В Геркулануме,
например, были найдены соответствующие изваяния.
30 В. Ферреро: Психологические законы символизма.
31 Шеллинг (Философия мифологии) считает “предсознательиое” за творческий
источник; так же и Фихте (Psychologie I, S. 508 ff.) видит в “предсознательной
области” место возникновения существенных содержаний сновидения.
32 Образу Иуды принадлежит высокое психологическое значение, как такому
священническому жертвоприносителю божественного агнца, который через это
приносит одновременно и самого себя в жертву, кончая самоубийством. Ср. 2-ую
часть этого труда.
33 Ср. Drews: Die Christusmythe; приводимые им соображения слишком ожесточенно
оспариваются благодаря ослеплению нашей эпохи. Вдумчивые богословы, как,
например, KaSthoff (Entstehung des Christentums, 1904), рассуждают, однако,
совершенно так же хладнокровно, как Drews. На стр. 8 Kalthoff говорит:
“Источники, которые сообщают нам о происхождении христианства, таковы, что при
современном состоянии исторического исследования ни одному историку не может
прийти в голову на основании их сделать попытку составления биографии
исторического Иисуса”. А на стр. 9 и 10 мы читаем следующее: “Видеть за этими
евангельскими рассказами жизнь действительно существовавшего исторического
человека ныне совершенно невозможно, если отказаться от воздействий
рационалистического богословия.” — “Божественное в Христе надлежит постоянно и
всюду мыслить во внутреннем единстве с человеческим; от церковного Богочеловека
ведет прямая линия обратно через Послания и Евангелия Нового Завета к
Апокалипсису Даниила, в котором берет свое начало церковная чеканка образа
Христа. Но в каждой отдельной точке этой линии Христос имеет в себе и
сверхчеловеческие черты; нигде и никогда он не является тем, что хотелось
сделать из него критическому богословию — только человеком, как его создала
природа, или только исторической личностью.”
34 Ср. J. Burckhardt's Briefe an Albert Brenner (herausgeg. von Hans Brenner im
Basler Jahrbuch, 1901). “Для более специального разъяснения Фауста у меня нет
ничего ни в запасе, ни под рукой. Вы отлично снабжены толкователями всякого
рода. Послушайте меня: отнесите немедленно всю эту ветошь обратно в библиотеку,
откуда Вы ее взяли.— То, что Вам предназначено найти в Фаусте, Вы отыщете
чутьем.— Фауст представляет собой настоящий подлинный миф, т. е. великий
исконный образ, в котором каждый может предвосхитить и почувствовать на свой
лад свое существо и свою судьбу. Позвольте мне сделать сравнение: что сказали
бы древние эллины, если бы между ними и преданием о Эдипе поместился не
|
|