|
ольшинства наших фантазий,
хотя последние с виду и были бы совершенно иного рода. Так как аббат находил
проклятие Иуды несовместимым с божественной добротой, то он размышлял об этом
конфликте: здесь перед нами сознательный причинный ряд. Параллельно идет ряд
бессознательный: так как аббат хотел стать сам Иудой, то он сначала уверился в
милосердии Божием.
Иуда стал для аббата символом его собственного бессознательного тяготения, и
этот символ был ему необходим, чтобы мочь размышлять о своем бессознательном
хотении; непосредственное осознание в себе желания Иудова было бы для него
чрезмерно болезненным. Таким образом, по-видимому, должны существовать
типические мифы, которые являются подходящими орудиями для обработки
этнопсихологических комплексов. Яков Буркгард, по-видимому, чувствовал и
предвосхищал эту мысль, когда он однажды сказал, что каждый эллин классического
времени нес в себе клочок Эдипа, подобно тому, как каждый немец несет в себе
клочок Фауста 34.
Проблемы, поставленные перед нами простым рассказом аббата, встретятся нам
снова, когда мы приступим к исследованию фантазий, которые на этот раз обязаны
своим существованием одной совершенно бессознательно произведенной работе.
Материал, которым мы и воспользуемся в следующих главах, почерпнут из фантазий
одной американки, мисс Frank Miller; приведенных ею, повторяем, совершенно
бессознательно, в поэтическую форму. Эти фантазии, опубликование которых
является большой заслугой мисс Миллер, отпечатаны под заглавием: “Некоторые
факты бессознательной творческой фантазии” в 5-м томе Archives de Psy-chologie,
1906 35.
примечания
1 См. Liepmann, далее Jung. О мышлении, как подчинении господствующему
представлению, ср. Ebbinghaus: “При мышлении дело идет о предвосхищающей
апперцепции, которая господствует частью над большим, частью над меньшим кругом
отдельных воспроизведений и отличается от случайных репродуцирующих мотивов
только последовательностью, с которой все стоящее поодаль от этого круга
задерживается или вытесняется.”
2 В своей Psychologia empirica meth. scientif. pertract. etc. 1732, § 23.
Христиан Вольф говорит просто и отчетливо: Размышление есть деятельность души,
которою она осознает себя самоё и остальные вещи вне себя.
3 Момент приспособления выдвигает особенно Вильям Джеме в своей Психологии;
именно там, где он дает определение логического мышления, он говорит: “Мы хотим
рассматривать эту способность справляться с новыми обстоятельствами как
differentia specifica логического мышления. Этим последнее окажется достаточно
отграниченным от обыкновенного ассоциативного мышления.”
4 “Мысли суть тени наших ощущений, всегда темнее, пустее, проще нежели первые”,
— говорит Ницше. Лотце (Logik, S. 552) высказывается о том же предмете
следующим образом: “Мышление, предоставленное логическим законам своего
движения, встречается в конце своего правильного пройденного пути с
соотношением и с состоянием самых вещей.”
5 Ср. дальше рассуждение Бальдвина. Философический чудак Иоганн Георг Гамак
(1730—1788) полагал тожественность разума и речи. У Ницше разум является
метафизикой речи, что представляет собой шаг вперед в этом направлении. Дальше
всего пошел Фриц Маут-нер (Mauthner: Sprache und Psychologie, 1911); для него
вообще не существует никакого мышления без языка и только речь есть мысль.
Назидательно его воззрение на “фетишизм слова”, царящий в науке.
6 Ср. Kleinpaul: Das Leben der Sprache, 3 Bande. Leipzig, 1893. Как дело
обстояло первоначально с субъективностью этих сим-водов, которые, по-видимому,
всецело создавались субъектом, об этом я получил представление через моего
маленького сына: он обозначил все, что ему хотелось взять или съесть,
энергическим криком.
7 Jardin d'Epicure, p. 80.
8 Senno generatur ab intellectu et general intellectum.
9 Едва ли можно учесть, до чего велико вовлекающее влияние первичных значений
слова на мышление. “Все, что когда-либо было в сознании, сохраняется в качестве
действенного момента в бессознательном”,— говорит Hermann Paul (Prinzipien der
Sprachgeschichte, IV. Auflage, 1909, S. 25). Старинное значение слов сохраняет
свое действие (и притом вначале незаметным образом) “из этого темного
пространства бессознательного в душе” (Paul). Очень несомнительно выражается
вышеупомянутый И. Г. Гаман: “Метафизика злоупотребляет всеми словесными знаками
и оборотами речи опытного познания, чтобы создать всевозможные иероглифы и типы
идеальных отношений”. Недаром говорят, что Кант кое-чему научился у Гамана.
10 Под выражением определенно-направленное мышление автор вовсе не разумеет
формально-логическую операцию; последняя при некоторой способности и навыке
вовсе не затруднительна; автор имел в виду такое (на разрешение определенной
проблемы или на доказательство определенного тезиса) направленное мышление,
которое не только не сторонится пересекающих его интуиции и фантазий, но
вовлекает их в свое движение, поскольку они, пусть осложняя ход мыслей,
обогащают содержание последних, а главное, поскольку они обращены в сторону
того же предначертанного задания; далее, словесным это мышление является не
оттого, что оно зависимо как в своих скрытых основаниях, так и в видимом своем
прохождении от значения употребляемых слов (такое мышление едва ли сможет
сохранить надолго определенное направление), а потому что оно, для объективного
достижения цели, нуждается в словесном выражении не только окончательного
вывода, но и всех связанных друг с другом моментов, которые приводят к
последнему. Такое мышление действительно представляет собой большие трудности
по сравнению и с формально-логической операцией, лишь схематически
набрасывающей план движения к определенной цели,
|
|