|
вовсе не торгую чудесами, а
исхожу из опыта. С моим опытом вы бы пришли к таким же выводам по поводу этих
архаических мотивов. Случайно „вступив" в мифологию, я всего-навсего прочел
больше книг, нежели, возможно, вы.
Так вот, однажды, когда я работал в клинике, случился пациент с диагнозом
шизофрении и весьма своеобразными видениями. Он рассказал мне об этих видениях
и предлагал при этом „взглянуть тоже". Чуть позже я натолкнулся на книгу одного
исследователя из Германии (Albrecht Dieterich, „Eine Mithras-liturgie"),
опубликовавшего главу о магическом папирусе. Я прочел ее с большим интересом и
на седьмой странице обнаружил видение моего лунатика „слово в слово". Это меня
потрясло. Как могло оказаться, чтобы мой клиент мог увидеть подобное? И это был
не просто один образ, но серия, и в книге буквально все повторялось. Данный
случай я опубликовал в „Символах трансформации".
Наиболее глубоко лежащий слой, в который мы можем проникнуть в исследовании
бессознательного, - это то место, где человек уже не является отчетливо
выраженной индивидуальностью, но где его разум смешивается и расширяется до
сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором
мы все одни и те же. Подобно анатомической схожести тел, имеющих два глаза, два
уха, одно сердце и т. д., с несущественными индивидуальными различиями, разумы
также схожи в своей основе. Это легко понять, изучая психологию первобытных
людей. Наиболее ярким фактом в мышлении первобытных является отсутствие
различия между индивидуумами, совпадение субъекта с объектом, как определил
Леви-Брюль, мистическое участие (participation mystique). Первобытное мышление
выражает основную структуру нашего разума, тот психологический пласт, который в
нас составляет коллективное бессознательное, тот низлежащий уровень, который
одинаков у всех. Поскольку базовая структура мозга и разума одна и та же у всех,
то функционирование на этом уровне не несет в себе каких-либо различий. И
здесь мы не осознаем происходящее с вами или со мной. На низлежащем
коллективном уровне царит целостность, и никакой анализ здесь невозможен.
Рис. 4. Структура психического бытия человека Если же вы начинаете думать о
сопричастности, как о факте означающем, что в своей основе мы идентичны Друг
другу во всех своих проявлениях, то неизбежно приходите к весьма специфическим
теоретическим выводам. Дальнейшие рассуждения на этот счет нежелательны и даже
таят в себе опасность. Но некоторые из этих выводов вы должны использовать на
практике, поскольку они помогают в объяснении множества вещей, составляющих
жизнь человека.
Я хочу подытожить сказанное, используя диаграмму (рис. 4).
На первый взгляд изображенное здесь может показаться сложным, но, в сущности,
все выглядит достаточно просто. Представьте, что наша ментальная сфера выглядит
наподобие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет является
доминирующей функцией личности. Если вы человек, адаптирующийся в окружающем
мире, главным образом, с помощью мышления, то ваша поверхность и будет
поверхностью мыслящего человека. Ведь вы осваиваете мир вещей и событий путем
мышления, и, следовательно, то, что вы пои этом демонстрируете, и есть ваше
мышление. Если же вы принадлежите к другому типу, то налицо будет проявление
другой функции.
На диаграмме в качестве периферической функции выступает ощущение. С его
помощью человек получает информацию о внешнем мире. Второй круг -мышление: на
основании информации, полученной от органов чувств, человек дает предмету имя.
Затем идет чувство, которое будет сопутствовать его наблюдениям. И, в конце
концов, человек осознает, откуда берутся те или иные явления и что может
произойти с ними в дальнейшем. Это интуиция, с помощью которой мы „видим в
темной комнате". Эти четыре функции формируют эктопсихическую систему.
Следующая сфера в диаграмме представляет сознательный ЭГО-комплекс, к которому
обращены функции. Начнем по порядку: память, функция, контролируемая волей и
находящаяся под контролем ЭГО-комплекса. Субъективные компоненты функций могут
быть подавлены или усилены силой воли. Эти компоненты не так контролируемы, как
память, хотя и она, как вы знаете, несколько ненадежна. Теперь мы переходим к
аффектам и инвазиям, которые контролируются одной только силой. Единственно,
что вы можете сделать, это пресечь их. Сожмите кулаки, чтобы не взорваться,
ведь они могут оказаться сильнее вашего ЭГО-комплекса.
Разумеется, никакая психическая система не может быть отражена в такой грубой
диаграмме. Это, скорее, шкала оценок, показывающая, как энергия или
интенсивность ЭГО-комплекса, манифестирующая себя в волевом усилии, уменьшается
по мере приближения к темной сфере - бессознательному. Прежде всего мы вступаем
в личностное подсознание, некий порог в сфере бессознательного. Это часть
психики, содержащая те элементы, которые могут быть осознанными. Многие вещи
именуются бессознательными, но это относительно. Есть люди, для которых
осознанно практически все, что может осознать человек. Конечно, в нашем
цивилизованном мире есть много неосознанных вещей, хотя индусы, китайцы, к
примеру, осознают то, к чему наши психоаналитики идут долгим, сложным путем.
Более того, живущий в естественных, природных условиях человек удивительным
образом осознает то, о чем городской житель просто не догадывается, а если и
вспоминает, то лишь под влиянием психоанализа. Я обнаружил это еще в школе. Я
жил в деревне, среди крестьян, и знал то, чего не знали другие мальчишки в
городе. Просто мне представился случай и это во многом помогло мне. Анализируя
сны или симптомы фантазии невротиков или обычных людей, вы проникаете в сферу
бессознательного, вы переступаете этот искусственный порог.
Весьма примечательно то, что человек может развить свое сознание до такой
степени, что может сказать: Ничто человеческое мне не чуждо. (Nihil humanum a
me alienum puto).
В конце концов мы подходим к ядру, которое вообще не может быть осознано -
сфере архетипичес
|
|