|
ого разума. Его возможные содержания появляются в форме
образов, которые могут быть понятны только в сравнении с их историческими
параллелями. Если вы не распознаете определенный материал как исторический и не
проведете параллели, то не сможете собрать все содержания в сознании, и
последние останутся проецированными (о проецировании см. Лекцию пятую.- Прим.
перев.). Содержания коллективного бессознательного не контролируются волей и
ведут себя так, словно никогда в нас и не существовали - их можно обнаружить у
окружающих, но только не в самом себе. К примеру, плохие абиссинцы нападают на
итальянцев; или, как в известном рассказе Анатоля Франса: два крестьянина живут
в постоянной вражде. И когда у одного из них спрашивают, почему он так
ненавидит своего соседа, он отвечает: „Но ведь он на другом берегу реки!" Как
правило, когда коллективное бессознательное констеллируется в больших
социальных группах, то результатом становится публичное помешательство,
ментальная эпидемия, которая может привести к революции или войне и т. п.
Подобные движения очень заразительны - заражение происходит потому, что во
время активизации коллективного бессознательного человек перестает быть самим
собой. Он не просто участвует в движении, он и есть само движение.
Вы человек, и где бы вы ни жили, вы можете защитить себя реально только путем
ограничения сознания, опустошая себя, насколько это возможно. Вы всего лишь
пылинка, крупица сознания, брошенная в океан жизни, существующий сам по себе.
Но если вы не растворитесь и останетесь сами собой, то тут же заметите, что
окружающая атмосфера поглощается вами. И вам не удастся избежать этого, потому
что кем бы вы ни были -негром, китайцем, - все едино, ибо прежде всего вы -
человек. В коллективном бессознательном все люди имеют похожие архетипы,
независимо от цвета кожи. Различные уровни мышления отличают лишь истории рас.
Изучая северных американцев, я сделал интересные открытия: американец по
причине того, что живет на земле аборигенов, несет в себе краснокожего индейца.
Краснокожий, которого американец, возможно, никогда не видел, или негр,
несмотря на всевозможные „только для белых", прочно вошли в американца и
сделали его принадлежащим отчасти к нации „разноцветных". Эти вещи всецело
бессознательны, и говорить о них следует лишь с просвещенными людьми. Нелегко,
скажем, обсуждать с французом или немцем причины их взаимного недопонимания.
Не так давно я провел приятный вечер в обществе весьма образованных людей. Мы
говорили о национальных различиях. „Вы цените ясность романского сознания, -
сказал я, - поскольку проигрываете ему. Романское мышление в свою очередь
уступает в сравнении с немецким". Все насторожились. Я продолжил: „Зато ваши
чувства непревзойденны, вдобавок абсолютно дифференцированны. Ваше искусство
может быть гротескным, циничным и тут же сентиментальным: мать теряет свое дитя,
последняя любовь или что-то патриотическое - и тут же слезы на ваших глазах.
Вы едите сладкое и соленое одновременно. Немец же целый вечер предпочитает
сладкое. Француз при встрече обязательно скажет, что ему приятно познакомиться,
даже если он готов послать вас к черту. Немец же этим, ничего не значащим
приветствиям поверит. Прислав вам из магазина пару подтяжек, помимо обычной
платы он будет ждать вашей любви".
Для немцев вообще характерна подчиненность и недифференцированность чувственной
функции. Если вы скажете об этом немцу, он оскорбится. Я бы тоже обиделся.
Немец очень привязан к тому, что называется Gemutlichkeit, в переводе „уют".
Комната, полная табачного дыма, где царит любовь и взаимопонимание,-это уютно и
никто не вправе этот уют нарушить. Все было бы понятно, но необходимо сделать
одно замечание: это и есть та самая „ясность" подчиненного немецкого чувства. С
другой стороны - француз, для которого всякое парадоксальное высказывание
обидно, поскольку неясно, и англичанин, который считает, что лучшие мысли
всегда не совсем понятны. Я согласен с этим, то же самое происходит и с
чувствами, мыслями. Правдивые чувства, в которых вы слегка сомневаетесь,
принесут вам только наслаждение. Мысль, в которой нет мягких противоречий, не
убедительна.
Теперь займемся вопросом: как достичь темной сферы человека? Я уже говорил вам,
что это можно сделать с помощью трех методов анализа-текста словесных
ассоциаций, анализом сновидении и методом активного воображения. Начнем с теста
словесных ассоциаций. Многим он может показаться старомодным, но я часто им
пользуюсь, даже в криминальных случаях.
Эксперимент прост: я читаю перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый
человек должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное мной
слово другим словом, своим. Объясните пациенту, что от него требуется
произнести первое, пришедшее ему в голову слово. Фиксируйте время каждой
реакции с помощью секундомера. Эксперимент после первого чтения повторяется
снова. Вы повторяете слова-стимулы и испытуемый должен воспроизвести свои
предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает „осечку" и
воспроизведение оказывается с другим значением, либо вовсе затрудненным.
Подобные сбои очень важны для исследователя.
Исходная идея теста была утопична - ментальные ассоциации. Тест оказался
слишком примитивен для этого. Но именно ошибки, допущенные тестируемым, помогут
вам кое-что узнать. Вы произносите элементарное слово, знакомое даже ребенку, а
высокообразованный человек не может вам ответить.
Рис. 5. Ассоциативный тест. Высота столбиков показывает среднее время реакции.
Слова-стимулы: 7 - нож, 13 - копье, 1б-бить, 18 - остроконечный, 19 - бутылка.
Почему? Просто это слово натолкнулось на то, что я называю комплексом.
Комплекс-скопление психических характеристик, отмеченных специфическим,
возможно болезненным, чувством. Комплекс - это то, что обычно тщательно
скрывают. И тут словно острая молния пронзает толстый слой персоны и попадает в
темный пласт сознания. Человек с комплексом денег, на
|
|