|
субъективном предубеждении, накапливающем подходящее и отвергающем противное.
Такое развитие вовсе не редкость, а как раз правило в. истории науки. Тот, кто
упрекает современную
* На первый взгляд (итал.) -Прим. пер.
медицинскую психологию в том, что она не может договориться даже о собственных
теориях, - забывает, что ни одна наука не оставалась живой без разброса мнений
и точек зрения. Подобные несоответствия образуют исходный момент для новых
вопросов. Так это случилось и здесь- Решением дилеммы Фрейд-Адлер стало
признание различных подходов, каждый из которых делает акцент на определенном
аспекте проблемы.
Отсюда вытекает множество возможностей для дальнейших исследований. Прежде
всего интересна проблема априорных типов установок и лежащих в их основе
функций. В этой области работают тест Роршаха, геш-тальт-психология и другие
попытки выявления различий, Другая, столь же важная задача - исследование
мировоззренческих, факторов, которые обладают решающим значением для выбора и
принятия решений. Они играют роль не только в этиологии неврозов, но и при
интерпретации результатов анализа. Фрейд и сам постоянно подчеркивал функцию
моральной "цензуры" как одну из причин вытеснения и был вынужден представить
религию как невротический фактор, поддерживающий -инфантильные влечения и
комплексы. Мировоззренческие предпосылки претендуют и на решающее участие в
"сублимации"; другими словами, именно основанные на мировоззренческих факторах
ценностные категории должны интегрировать выявленные анализом бессознательные
тенденции в жизненный план пациента, то поддерживая, то тормозя их.
Исследование таких мировоззренческих факторов имеет большое значение не только
для этиологии, но и, что гораздо важнее, для терапии и необходимой реинтеграции
личности, как подтвердил в своих поздних работах сам Фрейд. Важной частью этой
предпосылки является фрейдовское понятие "супер-эго" суммы всех сознательных
коллективных убеждений и ценностей, представляющих собой (как Тора для
ортодоксального иудея) стоящую над Я консолидированную психическую систему, из
которой исходят конфликтогенные воздействия.
Наряду с этим Фрейд также заметил, что бессознательное иногда порождает образы,
которые иначе чем архаическими назвать нельзя. Они встречаются преимущественно
в сновидениях и фантазиях. Он занимался "историческим" толкованием или
амплификацией таких символов например, мотива двух матерей в сновидении
Леонардо да Винчи3.
Известно, что так называемое супер-эго соответствует понятию "коллективные
представления", предложенному Леви-Брюлем при изучении психологии примитивных
обществ. Это основанные на мифологических первообразах универсальные
представления и ценностные категории, регулирующие психическую и социальную
жизнь примитивных народов так же, как наши нравственные убеждения, взгляды и
этические ценности являются основой для воспитания и мировоззрения. Они
автоматически вмешиваются во все наши акты выбора и принятия решений, равно как
и в формирование любых представлений. Поэтому мы почти всегда можем указать
причины своих действий, решений и суждений- Невротические, патогенные действия
и выводы обычно конфликтуют с _ этими предпосылками. Тот. кто не испытывает от
них неудобств, так же хорошо интегрирован в наше общество, как первобытный
человек, беспрекословно слушающийся племенных учений.
Существует индивидуальная предрасположенность (в чем бы она ни состояла) не
соблюдать каноны коллективных идей и конфликтовать из-за этого не только с
социумом, но и с самим собой, поскольку супер-эго является атрибутом личности-
В этом случае индивид становится невротичным, наступает диссоциация личности,
которая при психопатической основе может привести к ее полному расщеплению
(шизофрении). Этот гипотетический случай представляет собой модель невроза
личности, лечение которого требует аналитических интерпретаций, устраняющих
неверные субъективные заключения и решения. После коррекции искаженной
установки пациент способен вновь интегрироваться в социум. Его болезнь была
всего лишь продуктом врожденной или приобретенной "слабости". Было бы глубокой
ошибкой в подобном случае пытаться что-то изменить в общей предпосылке,
коллективных представлениях. Этим мы толь-
звательное всегде пытается дополнить до целого сознательную часть психики,
предотвращая опасную потерю равновесия. В нашем случае бессознательное, как ему
и положено, порождает компенсирующие символы, которые должны заменить рухнувшие
мосты, но могут сделать это только с помощью сознания- Чтобы бессознательные
символы были действенными, сознание должно их "понять", т.е. ассимилировать и
интегрировать. Загадочный сон остается просто событием, понимание делает его
переживанием.
Поэтому я считал своей главной задачей изучение форм бессознательного, дабы
научиться понимать его язык. Но так как, с одной стороны, мировоззрение есть
важнейший исторический фактор, а с другой бессознательная символика связана с
архаичными функциями психики, то при этом необходимо охватить большой
исторический материал, а не только собрать и обработать эмпирические наблюдения,
Практическая необходимость глубокого понимания продуктов бессознательного
очевидна. При этом я продолжаю направление, заданное Фрейдом, пытаясь, правда,
избежать предвзятых метафизических мнений. Вместо этого я стараюсь
придерживаться непосредственного опыта и не заниматься метафизическими спорами-
Я не считаю себя стоящим "над" или "по ту сторону" психики и судить о ней с
некоей трансцендентальной архимедовой точки- Я отдаю себе отчет в том, что
нахожусь внутри психе и не могу ничего другого, кроме как описывать то, что в
ней есть. Например, исследуя мир сказок, трудно отделаться от впечатления, что
|
|