|
' Сам собой (лат.) '•Прим. пер. ** С кафедры (лат.) -- Прим. пер.
Основные вопросы психотерапии
но для критичного взгляда он обычно слишком хрупок. Ведь именно по этой причине
в значительной степени утратил свой авторитет, по крайней мере у образованной
публики, предшественник врача в роли психотерапевта -священник. Поэтому тяжелые
случаи означают и для пациента, и для врача ни больше, ни меньше, как испытание
человеческой надежности. Врач должен быть как можно лучше подготовлен серьезным
учебным анализом. Последний, конечно, не идеальное и абсолютно надежное
средство против иллюзий и проекций. Но он хотя бы' продемонстрирует .
начинающему психотерапевту необходимость самокритики и поддержит готовность к
ней. Ни один анализ не в состоянии навечно устранить бессознательность. Учиться
надо бесконечно и не следует забывать, что каждый новый случай поднимает новые
Проблемы и тем самым вызыписг новые бессознательные констелляции. Без
преувеличения можно сказать, что каждое достаточно глубокое лечение примерно
наполовину состоит в самоиспытании врача, ибо он может привести в порядок у
пациента только то, что исправно у него самого. Если он чувствует себя
затронутым и пораженным болезнью - это не заблуждение: лишь в меру собственной
раненности он может исцелять. Греческая мифологема о раненном целителе3 не
означает ничего кроме этого.
Проблемы, о которых здесь идет речь, в области так -называемой "малой"
психотерапии не встают- Тим можно. обойтись внушением, добрым советом,
правильным разъяснением. Неврозы же или пограничные состояния у сложных и умных
людей требуют того, что называют "большой" психотерапией - диалектической
процедуры. Чтобы провести ее успешно, нужно элиминировать не только
субъективные, но и мировоззренческие предубеждения. Нельзя лечить мусульманина,
руководствуясь христианской предвзятостью, парса-огнепоклонника -еврейской
ортодоксальностью или христианина - с точки зрения языческой античной философии,
не протаскивая при этом контрабандой чужеродного тела, которое может стать
очень опасным. Конечно, такие вещи делаются постоянно и не всегда плохи, но это
эксперимент,
легитимность которого кажется сомнительной. Я считаю, что консервативное
лечение полезнее. Не следует разрушать ценности, которые не показали себя
вредными. Замена христианского мировоззрения материалистическим представляется
мне столь же ошибочной, как и старания разрушить материалистические убеждения-
Все это задачи для миссионера, но не для врача.
Многие терапевты, в отличие от меня, придерживаются мнения, что в
терапевтическом процессе мировоззренческим проблемам вообще нет места. Они
полагают, что этиологические факторы являются лишь частью личной психологии- Но
если мы рассмотрим эти факторы несколько внимательнее, то сложится совершенно
иная картина- Возьмем, к примеру, сексуальный инстинкт, который играет столь
большую роль во фрейдовской теории. Этот инстинкт, как и вообще любой другой,
не является личным приобретением, но всеобщей и объективной данностью, не
имеющей ничего общего с нашими личными желаниями, волей, мнениями и решениями.
Это безличная сила, с которой мы пытаемся разобраться посредством объективных и
мировоззренческих суждений. Из этих последних лишь субъективные предпосылки (да
и то лишь отчасти) относятся к личной сфере;
мировоззренческие же большей частью заимствуются из общей традиции и влияния
окружения, и лишь изредка их сознательно выбирают и лично конструируют. Я
обнаруживаю себя сформированным как внешними и объективными социальными
влияниями, так и внутренними, Поначалу бессознательными данностями, которые я
назвал просто "субъективным фактором". Один человек основывается главным
образом на социальных отношениях (экстравертированная установка), другой
(интровертированная установка) - на субъективном факторе. Первый по большей
части вообще не отдает себе отчета в своей субъективности, считает ее неважной,
даже боится ее. Второй не выказывает интереса к социальным отношениям, охотно
пренебрегает ими, воспринимая как нечто обременительное и внушающее страх.
Одному главным, нормальным и желанным представляется мир
отношений, для другого важнее внутренние выводы, согласие с самим собой.
При анализе личности у экстраверта оказывается, что он покупает свою
включенность в мир отношений ценой бессознательного самовосприятия или иллюзий
о самом себе; интроверт же при самореализации наивно совершает в социуме
грубейшие ошибки и абсурдные бестактности. Обе эти типичные позиции - не говоря
о физиологических темпераментах, описанных Кречмером, показывают, как мало
можно мерить людей и их неврозы меркой одной теории.
Как правило, субъективные предпосылки неизвестны пациенту. К сожалению, нередко
и врачу, что заставляет его забывать старую истину: quod licet Jovl, поп. licet
hovi - что хорошо для одного, вредно для другого, и ' потому не стоит открывать
двери там, где их надо закрыть, и наоборот. Как пациент оказывается жертвой
субъективных предпосылок, так и клиническая теория, хоть и в меньшей мере,
поскольку она родилась из сравнения многих конкретных случаев и потому отторгла
слишком индивидуальные варианты. Однако это лишь в ограниченной степени
относится к личным предубеждениям ее создателя. Конечно, в ходе сравнительной
работы это несколько сглаживается, но все же придает врачебной деятельности
известную окраску и устанавливает определенные границы. В зависимости от этого
тот или другой инстинкт, то или другое понятие становятся пределом и,
следовательно, кажущимся принципом, означающим конец исследования. Внутри этих
рамок возможно верное наблюдение и (в меру субъективных предпосылок) логическое
истолкование, как это, несомненно, было и у Фрейда, и у Адлера. И все же - или
как раз поэтому - в итоге складываются различные и prima vista* почти
несовместимые представления. Причина, как нетрудно заметить, заключена в
|
|