|
их герои часто повторяются, хоть и в различных одеяниях. Из такого сравнения
складывается то, что фольклористика называет изучением мотивов- Точно так же
психология бессознательного поступает с образами сновидений, фантазий и бреда.
В этой общей для психологии и мифологии области есть устойчивые мотивы, то есть
типичные образы, корни которых можно проследить далеко в первобытную историю (т.
паз. архетипы5).
Как мне кажется, они относятся к структуре человеческого бессознательного -
иначе я не могу объяснить их универсальную и идентичную природу — будет ли
Спасителем рыба, заяц, агнец, змея или человек. Это одна и та же фигура в
разнообразных личинах. Из обширного опыта такого рода я сделал вывод, что самое
индивидуальное в человеке - пожалуй, сознание, в отличие от которого тень -
некий поверхностный слой бессознательного - уже менее уникальна, ибо человек
отличается от себе подобных скорее добродетелями, чем пороками. Само же
бессознательное в его основной и наиболее значимой форме может считаться
коллективным, самотождественным феноменом, образуя некое примечательное
единство, природа которого пока покрыта тьмой. К тому же сейчас появилась еще и
парапсихология, объект изучения которой составляют явления, непосредственно
связанные с бессознательным, К ним относятся прежде всего экстрасенсорные
феномены6, которые медицинская психология не должна игнорировать. Если .чти
феномены что-то доказывают, то прежде всего некую психическую относительность
пространства и времени, проливающую свет на единство коллективного
бессознательного. На сегодняшний день несомненно установлены лишь две группы
фактов: соответствие между индивидуальной и мифологической символикой и
экстрасенсорным восприятием. Толкование этих феноменов -дело будущего.
1 О психологии бессознательного, парагр. 16-55.
2 Kari Kerenyi' Der gottlicne Arzt. Studlen uber Asklepios und seine Kultstatte.
Basel 1948, p,84
3 Фрейд: Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве / КТ-Юнг, Э.Нойманн,
"Психоанализ и искусства", М.,Рефл-бук, К., Ваклер, 1996, с- 250-298.
4 См.. например. Псалмы, 147,3, Книга Нова 5,18.
5 Понятие архетипа является специально психологическим случаем того, что в
биологии называют "pattern of behavior". (Поведенческие паттерны] Т, е. речь
идет не об унаследованных представлениях, а о врожденных формах поведения.
6 J.B.Rhine: Extra-Sensory Perception. Boston 1934.
1
Школа Kaysen– система развития души и тела
http://kaysen.net
|
|