|
иковал статью, в которой указал на особого рода развитие, которого можно
ожидать в Германии . Эти немцы, конечно, не изучали "Так говорил Заратустра" и,
безусловно, не были теми молодыми людьми, которые обратились к языческим
жертвоприношениям, не имея понятия об опыте Ницше . Поэтому они называли своего
бога Вотаном, а не Дионисом. В биографии Ницше вы легко найдете неопровержимые
доказательства того, что бог, которого он изначально имел в виду, был на самом
деле Вотаном [5]. Будучи филологом и живя в 70-80-е гг. прошлого века, он
называл его Дионисом. Если посмотреть с компаративистской точки зрения, у этих
богов действительно немало общего.
В сновидении моего пациента нет явной оппозиции к коллективному чувству,
массовой религии и язычеству, исключая быстро смолкшего друга-протестанта.
Правда, заслуживает внимания любопытное обстоятельство: незнакомая женщина,
которая первоначально поддерживала панегирик по поводу христианства, а затем,
неожиданно расплакавшись, сказала: "Тут уже ничего не осталось" и безвозвратно
исчезла.
Кто эта женщина? Для сновидца это расплывчатая и неведомая личность, но когда
сон снился ему, он уже знал, что она - та "неведомая", которая часто появлялась
в предшествующих сновидениях.
Поскольку эта фигура играет огромную роль в мужских сновидениях, у нее имеется
техническое обозначение - "Анима"18, которое было принято потому, что с
незапамятных времен в мифах всегда присутствовала идея о сосуществовании
мужского и женского начал в одном теле. Психологические интуиции такого рода
обычно проецировались в форме божественной пары Сидиги или в идее
творца-гермафродита . Эдуард Мэйтленд, биограф Анны Кингсфорд, в наши дни
рассказывает о внутреннем опыте бисексуальной природы божества ; существует
герметическая философия с ее внутренним человеком - гермафродитом и андрогином,
"homo Adamicus", который хотя и предстает в мужской форме, всегда носит в себе
Еву, т.е. жену свою, "скрытую в его теле", как говорит средневековый
комментатор Hennetis Tractatus Aureus22.
Предположительно, Анима есть психическая репрезентация женских генов,
находящихся в меньшинстве в мужском теле. Это вероятно тем более, что Анима не
встречается среди образов женского бессознательного. Имеется фигура, играющая
равнозначную роль, но это не женский, а мужской образ. Этот мужской образ в
психологии женщины получил название "Анимуо . Одним из типичных проявлений
обеих фигур является то, что издавна именуется "animosity" - враждебность.
Анима вызывает аналогичные настроения, Анимус способствует появлению
раздражающих тем, неразумных суждений. В обоих случаях это часто встречающиеся
в сновидениях фигуры. Как правило, они олицетворяют бессознательное и придают
ему специфически неприятный и раздражающий характер. У бессознательного самого
по себе нет этих отрицательных качеств. Они появляются лишь вместе с
персонификацией, когда возникают эти фигуры и начинают воздействовать на
сознание. Будучи лишь частичными личностями, они имеют характер низших женщины
и мужчины - отсюда их воздействие, вызывающее раздражение. Мужчина под этим
воздействием становится носителем очень неустойчивого настроения, женщина
делается спорщицей и все время высказывает совершенно неуместные мнения.
Определенно негативная реакция Анимы в сновидении о церкви указывает на то, что
женское начало сновидца, т.е. его бессознательное, несогласно с его установкой.
Несогласие начинается с сентенции на стене: "Не льсти благодетелю твоему", с
которой согласен сновидец. Смысл сентенции кажется достаточно здравым, поэтому
необъяснимо вызванное им отчаяние женщины. Не углубляясь более в эти мистерии,
мы удовлетворимся на время тем фактом, что в сновидении содержится противоречие,
что очень важное меньшинство покинуло сцену с явным протестом и не обращает
внимания на дальнейшее представление.
Из сновидения мы можем сделать вывод, что бессознательное функционирование ума
сновидца производит довольно-таки плоский компромисс между христианством и
языческой joie de vivre (Радость жизни (фр.)). Продукт бессознательного не
выражает явно какой-нибудь точки зрения или окончательного мнения. Это скорее
драматическое представление акта размышления. Можно было бы сформулировать его
следующим образом:
"Как же быть со всей этой религией? Ты ведь католик, не так ли? Тебе этого
недостаточно? Но аскетизм! Ну, ладно, даже церковь должна немного
приспосабливаться - кино, радио, душевные беседы, five o'clock tea и т.д. -
почему бы не выпить церковного вина и не повеселиться?" Но по какой-то
неизвестной причине эта непереносимая таинственная женщина, хорошо известная по
многим прежним снам, кажется глубоко разочарованной и уходит.
Должен признаться, что я симпатизирую в данном случае Аниме. Компромисс тут
явно поверхностный и дешевый, но он характерен для сновидца, как и для многих
других людей, для кого религия хоть что-то значит. Моего пациента религия не
касается, и он наверняка не ожидал, что она будет его касаться хоть каким-то
боком. Но он пришел ко мне, переживая серьезную душевную драму. Рационалист и в
высшей степени интеллектуал, он обнаружил, что эта установка его ума, его
философия полностью оставляют его перед лицом невроза и сил разложения. Во всем
своем мировоззрении он не нашел ничего, что помогло бы ему вновь обрести
достаточный контроль над самим собой. Он оказался в ситуации человека,
покинутого лелеемыми доселе убеждениями и идеалами. В таком состоянии люди
нередко возвращаются к религии детства в надежде найти там хоть какую-то помощь.
У пациента это не было, однако, сознательной попыткой или решимостью оживить
прежние религиозные верования. Они ему просто снились, т.е. его бессознательное
воспроизводило своеобразные суждения о религии. Словно дух и плоть, вечные
враги в христианском сознании, примирились друг с другом, смягчили противоречие.
Духовное и мирское неожиданно пришли к миру. Эффект оказался гротескным и даже
комичным. Неумолим
|
|