|
ую информацию нам
поставят его сновидения. Мы станем смотреть на них так, словно они проистекают
из источника, наделенного умом, целесообразностью и даже как бы личностным
началом. Это, без сомнения, смелая гипотеза, и в то же время авантюра,
поскольку мы намерены довериться давно дискредитированному сущему, само
существование которого сегодня по-прежнему отвергается многими психологами и
философами. Знаменитый антрополог, которому я изложил свой подход, сделал
типичное замечание: "Все это, конечно, интересно, но и опасно". Да, я признаю,
что это опасно; столь же опасно, как и сам невроз. Если вы хотите избавиться от
невроза, то вам нужно чем-то рисковать. Без известного риска всякое дело не
эффективно, это нам слишком хорошо известно. Хирургическая операция по поводу
рака также рискованна, и все-таки ее нужно делать. Чтобы быть лучше понятым, я
часто поддаюсь искушению и советую моим пациентам - воспринимайте свою психику
как некое "тонкое" тело, на котором могут произрастать столь же "тонкие"
опухали. Предрассудок, согласно которому психика невообразима, а потому
ничтожнее дуновения ветра, либо уверенность в том, что она представляет собой
некую философскую систему логических понятий - этот предрассудок столь силен,
что люди, не осознавая определенное содержание своей психики, считают его
несуществующим. Нет ни доверия, ни веры в достоверность функционирования
психики за пределами сознания, а анализ сновидений считается просто
смехотворным занятием. В этих условиях мое предложение может вызвать наихудшие
подозрения. И мне взаправду приходилось выслушивать немало всевозможных
аргументов против серьезного отношения к смутным призракам сновидений.
И все же в сновидениях мы обнаруживаем, даже без всякого глубокого анализа, те
же конфликты и комплексы, существование которых устанавливается с помощью
ассоциативного теста. Более того, эти комплексы образуют неотъемлемую часть
невроза. Поэтому у нас есть веские основания считать, что сновидения могут
предоставить нам не меньше информации о содержании невроза, чем ассоциативный
тест. А на деле они дают информации куда больше. Симптом подобен стеблю над
землей, но основная часть растения - это широкая сеть подземных корней. Эта
корневая система и образует содержание невроза; она является матрицей
комплексов, симптомов и сновидений. У нас есть все основания утверждать, что
сновидения отображают именно эти, так сказать подземные психические процессы. И
если мы сможем к ним подобраться, значит сможем достичь "корней" болезни.
Так как в мои цели не входит рассмотрение психопатологии неврозов, я предлагаю
избрать другой случай в качестве примера того, как сновидения открывают
неизвестные внутренние факты психики. В данном случае сновидцем является также
интеллектуал, наделенный удивительным умом и образованностью. Он был невротиком
и обратился ко мне за помощью, чувствуя, что невроз становится непреодолимым и
медленно, но верно несет психике разрушение. К счастью, его интеллект еще не
пострадал, и он мог пользоваться своим тонким умом. Учитывая это, я возложил на
него обязанность самому наблюдать и записывать свои сновидения. Они не
анализировались и не объяснялись ему - лишь много позже мы принялись за анализ,
так что сновидения, о которых пойдет речь, не содержат никаких привнесений. Они
представляют собой последовательность событий так, как их наблюдал во сне
пациент, без какого-либо вмешательства. Пациент никогда ничего не читал по
психологии, не говоря уж об аналитической психологии.
Поскольку серия состоит из более чем четырехсот сновидений, я могу высказать
лишь общее впечатление об этом материале; мною была опубликована подборка из 74
этих сновидений, содержавшая мотивы, которые представляют значительный
религиозный интерес . Сновидец, стоит об этом упомянуть, был по воспитанию
католиком, но уже отошел от веры и не интересовался религиозными проблемами. Он
принадлежал к тем интеллектуалам или ученым, которые приходят в удивление,
стоит кому-нибудь озадачить их теми или иными религиозными проблемами. Если
придерживаешься точки зрения, согласно которой бессознательное представляет
собой психическое, существующее независимо от сознания, случай нашего сновидца
может быть особенно интересен; естественно, допуская, что мы не ошибаемся,
говоря о религиозном характере некоторых сновидений. Если же делать акцент
только на сознании и не наделять бессознательное способностью к независимому
существованию, то было бы крайне интересно выяснить, выводим ли материал
сновидений из содержания сознания. В том случае, если факты будут
благоприятствовать гипотезе о бессознательном, мы сможем тогда использовать
сновидения в качестве источника информации о возможных религиозных тенденциях
бессознательного.
Нельзя сказать, чтобы сновидения нашего пациента имели самое прямое отношение к
религии. Однако, среди четырехсот имеются два сновидения явно религиозного
содержания. Я приведу теперь текст, написанный самим сновидцем.
"Множество домов, в ник нечто театральное, словно какая-то сцена. Кто-то
упоминает имя Бернарда Шоу. Упоминается также, что пьеса относится к далекому
будущему. Один из домов отмечен вывеской со следующей надписью:
"Это вселенская католическая церковь.
Это церковь Господа.
Все, чувствующие себя орудиями Господа, могут войти".
И внизу приписка мелкими буквами: "Церковь основана Иисусом и Павлом", - словно
речь идет о фирме, хвастающейся древностью основания. Я говорю приятелю: "Давай
зайдем, посмотрим". Он отвечает: "Непонятно, зачем такому множеству людей нужно
толпиться, чтобы возникло религиозное чувство". Но я ему возражаю: "Ты -
протестант. так что тебе не понять". Тут женщина с одобрением кивает головой.
Теперь я сознаю, что на стене церкви висит афиша. На ней следующие слова:
"Солдаты!Когда вы почувствуете, что вы во власти Господа, избегайте прямо
говорить с ним. Господь словам недоступен. Мы также настоятельно рекомендуем
вам не вмешивать
|
|