|
с которыми я часто сталкивался в лесу, и во время беседы я употребил
слово "селельтени", означающее "призрак". Тотчас мои спутники умолкли в
тягостном изумлении. Все отвернулись от меня, поскольку я громко произнес
тщательно умалчиваемое слово и тем самым навлек самые опасные последствия. Мне
пришлось сменить тему разговора, чтобы встречу можно было продолжить. Те же
люди уверяли меня, что у них не бывает сновидений; последние были прерогативой
вождя и шамана. Позже шаман признался мне, что у него тоже больше нет
сновидений: ведь теперь у них есть окружной комиссар. "С тех пор как пришли
англичане, у нас больше нет снов, - сказал он, - окружному комиссару все ведомо
о войне и болезнях, о том, где нам жить". Это странное суждение основывается на
том факте, что сновидения были прежде высшим политическим озарением, голосом
"мунгу". Поэтому обычному человеку было бы неразумно полагать, что у него есть
сновидения.
Сновидения - это голос Неведомого, которое от века грозит новыми опасностями,
жертвами, войнами и прочими беспокойствами. Одному из африканцев как-то
приснилось, что враги захватили его в плен и сожгли живьем. На следующий день
он собрал своих родственников и стал упрашивать их сжечь его. Они согласились
только связать ему ноги и поставили его в костер. Конечно, он после этого
сильно хромал, но от своих врагов ему удалось ускакать .
Имеется множество вероучений и церемоний, существующих с единственной целью -
защититься от неожиданного, опасного, таящегося в бессознательном. Тот
необычный факт, что сновидение является божественным гласом и вестником, а
одновременно бесконечным источником хлопот, не вызывает проблем в сознании
дикарей. Очевидные остатки такой первобытности мы обнаруживаем в психологии
еврейских пророков11. Они часто колеблются: прислушаться или нет к этому голосу.
Стоит признать, что такому благочестивому человеку как Осия трудно взять в
жены проститутку, дабы выполнить приказ Господа. Еще на заре человечества
существовал обычай ограждать себя от произвольных и беззаконных воздействий
"сверхъестественного" с помощью определенных ритуалов и законов. Этот процесс
развивался в истории путем умножения ритуалов, инструкций и вероучений.
Последние два тысячелетия такой институт как христианская церковь принял на
себя посредническую и защитную функции, встав между этими воздействиями и
человеком. Средневековые церковные тексты не отрицают того, что божественное
вдохновение может иметь место во сне, но это не поощрялось, и церковь оставляла
за собой право решать, считать ли такое откровение аутентичным или нет .
Несмотря на то, что церковь признает несомненной эманацию определенных
сновидений от Бога, она не склонна, более того, отвращается от сколько-нибудь
серьезного занятия сновидениями, хотя и признает, что некоторые из них могут
непосредственно содержать откровение. Так что перемены последних столетий, по
крайней мере с этой точки зрения, вполне приемлемы для церкви, поскольку
повлекли за собой упадок прежней интроспективной установки, способствовавшей
серьезному подходу к сновидениям и внутреннему опыту.
Протестантизм, сровнявший с землей многие ранее тщательно воздвигнутые церковью
стены, сразу стал испытывать на себе разрушительные и схизматические
воздействия индивидуального откровения. Стоило догматической ограде пасть, а
ритуалам утратить действенный авторитет, как человек столкнулся с внутренним
опытом, без защиты и водительства догматов и ритуалов, являющихся беспримерной
квинтэссенцией как христианского, так и языческого религиозного опыта.
Протестантизм утратил и все тонкости догматов: мессу, исповедь, большую часть
литургии и значимость священства служителей культа.
Я должен подчеркнуть, что это суждение не является ценностным, да и не имеет
такой цели. Я просто констатирую факты. Протестантизм усилил авторитет Библии
как заместителя утраченного церковного авторитета. Но, как показала история,
некоторые библейские текста можно толковать по-разному. Увеличению
божественности священного писания не слишком способствовала и научная критика
Нового Завета. Под влиянием так называемого научного просвещения огромная масса
образованных людей либо покинула церковь, либо стала к ней глубоко равнодушной.
Если бы все они были скучными рационалистами или невротичными интеллектуалами,
потеря была бы невелика. Но многие из них являются людьми набожными, однако не
согласными с ныне существующими формами вероучения. Иначе трудно было бы
объяснить удивительное воздействие движения Бухмана [4] на более или менее
образованные слои населения. Повернувшийся спиной к церкви католик обычно тайно
или открыто склоняется к атеизму, тогда как протестант, по возможности, следует
за сектантским движением. Абсолютизм католической церкви требует столь же
абсолютного отрицания, в то время как протестантский релятивизм допускает
различные вариации. Может показаться, что я слишком углубился в историю
христианства, не имея иной цели, кроме объяснения предрассудков по поводу
сновидений и индивидуального внутреннего опыта. Но сказанное мною могло бы
стать частью моей беседы с нашим пациентом. Я бы сказал ему, что лучше было бы
принять его навязчивые идеи о раке всерьез, нежели считать их патологической
бессмыслицей. Но принять всерьез, значит признать это как своего рода
информацию-диагноз о том факте, что в реально существующей психике возникли
затруднения, которые конкретизировались в идею о растущей раковой опухали.
Пациент, конечно, спросил бы: "А что этот рост собой представляет?". И я бы
ответил: "Не знаю", ибо я действительно не знаю. Хотя, как я уже отметил раньше,
это наверняка компенсаторное или дополняющее бессознательное развитие, о его
специфической природе и содержании пока ничего не известно. Речь идет о
спонтанном проявлении бессознательного, основанном на содержании, которого мы
не сможем обнаружить в сознании.
Тогда мой пациент, конечно же, полюбопытствует, а как же я рассчитываю
добраться до этого содержания, ставшего источником навязчивого представления. Я
сообщу ему в ответ, рискуя повергнуть его в шок, что необходи
|
|