|
ul. L., 1933. См. также: Two Essays on Analilical Psychology. 1928. P. 83;
Krone W.M. Secret Ways of Mind. N.Y, 1932; Adier G. Entdeckung der Seele,
Zurich, 1934; Wotff T. Einfuhrung In die Grundlagen der Komplexen Psychologie
// Die Kulturelle Bedeutung der Komplexen Psychologie. В., 1935. S. 1-168.
Ср. отношения между бдином, как богом поэтов, провидцев и неистовых энтузиастов,
и мудрым Мимиром, а с другой стороны, отношения между Дионисом и Силеном. Имя
"бдин" одного корня с галльским ovcnch, латинским vales, сходным с /<огп" и
ucuvoftoi (Ninck М. Wodan und gennanischer Schicksalsglaube. 1935. S. 30).
^OberdasUnbewusste.Schweizerland, 1818.
17 В "Вотане" Neue Schweizer Rundschau. Heft 11. 1936. Сокращенное издание в
Saturday Review of Literature (Oct. 16, 1937). Параллели с Вотаном в творчестве
Ницше можно найти: 1) в поэме 1863-1864 гг. "Неизвестному Богу"; 2) Klage der
Ariadne. Also sprach Zaratnuslra. S. 366:3) Alsosprach Zarathustra. P. 143,
200; 4) сон о Вотане в 1859г. Foentcr-Nietzsche E. Derwerdende Nieusche. 1924.
S. 84
18 Two Essays. P. 202. Psychological Types. 1923. Р. 588, 593; Ober die
Archetypen del collectiven Unbewussten // Eranoe-Jahrbuch. 1934. S. 204; Obcr
den Archetypus alt beeondercr Bcriicksichtigung des Animabegriffes //
Zeniralblalt fur Psychotheraple. IX. 1936. S.259.
19 Zentralblatt fur Psychotherapl. IX. 1936. S. 259.
^Affflitou/E-./anff/ord Л. Her Life, Letters, Diary and Work. L., 1896. P. 129.
Положение о гермафродитической природе Божества в "Corpus Henneticum", Ub. 1
(ed. W.Scott, Hermetica. 1. P. 118: SfsvoSs^vpSnosappevouiiXvsZv), вероятно,
заимствовано из "Пира" Платона. Остается вопросом, были ли позднесредневековые
образы гермафродита заимствованы из "Поимандреса" (Corp. Herm.,., Ub. 1), так
как он был практически неизвестен на Западе до публикации трактата в 1471г.
Марсилио Фи-чино. Не исключено, однако, что один из редких в те дни знатоков
греческого нашел эту идею в одном из существовавших греческих кодексов,
например, в Cod. Laurentlanus, 71, 33 XIV в., в Parisinus Grace. 1220, XIV в.и
Vallcanus Grace. 237 и 951 XIV в. Более древних кодексов не имеется. Первый
латинский перевод Марсилио фичнно вызвал сенсацию. Но ранее гермафродитическне
символы встречаются в Cod. Germ. Monac. 598, 1417 г. Более вероятно, что символ
гермафродита был заимствован из арабских или сирийских источников, перевевенкых
в XI-XII вв. В старом лапшском Tractatus Avicennae с сильным влиянием арабской
традиции мы читаем <Е1ех1г): "Сам по себе змей растущий, самого себя
оплодотворяющий" (Artis Auriferae. 1593, t. 1. Р. 406). Хотя это
псевдо-Авиценна, а не настоящий Ибн-Сина (970-1037), он принадлежит к
арабо-латинским источникам средневековой герметической философии. Тот же
отрывок мы находим в трактате "Rosinus ad San-atantam" (Art. Aurif., 1593. 1,
309): "Сам по себе змей произрастающий, себя оплодотворяющий". "Rosinus" - это
арабско-латинское искажение "Zosimos" греческого философа-неоплатоника III в.
Его трактат "Ad Sarratantam" принадлежит тому же классу литературы, а так как
история этих текстов по-прежнему совершенно темна. никто не может сказать - кто
у кого переписывал. В "Turba Phllosophorum, Sermo LXV", латинском тексте
арабского происхождения, также имеется намек "compositum germinal se ipsuin"
(Ruska 1. Turba Phllosophorum. Quellen und Studien zur Geschichte der
Naturwissenschaften und der Medizin. 1931. S. 165). Насколько мне удалось это
выяснить, первый текст, в котором определенно говорится о гермафродите, - это
"Uber de Arte Chimica Incerti autoris" XVI в. (Art. Aurif. 1593, 1, 575). Р.
610: "Такова ртуть, все металлы, мужчина и женщина [мужское и женское начало],
и чудовище Гермафродит в самом браке тела и души." Из позднейшей литературы
упомяну только Pandora (немецкий текст 1598); "Splendor Soils" Aureum Vellus,
1598; Majer M. Symbola aureae mensae duodecim nationum. 1617; Idcni. AlaBrhta
Fugicns. 1618; Mylius J.D. Philosophia Reformata. 1622.
Tractatus Aureus Hennelis арабский по происхождению и принадлежит к Corpus
Henneticum. Его история неизвестна (впервые опубликован в Ars Chemica. 1566).
Доми-никус Гнозиус написал к тексту комментарий в "I lennelis Trismegisti
Tractatus vere Aureus de Lapidis Philosophici Secrelo cum Scholiis Dominici
Gnosii" (1610). Он пишет: "Как за телом, находящемся на солнце, постоянно
следует тень ..., так наш гермафродит Адам, поскольку в мужской форме являет
сокрытую в теле Бву. всюду с собой женщину [женское начало] несет" (Р. 101).
Этот комментарий вместе с текстом воспроизводится в Mangetti /./. Bibl. Chem.,
1702.1,401.
Описание обоих типов см. Two Essays... 11, 202 et seq. См. также
"Психологические типы", определение 48, а также Juns E. Ein Bcitrag zum Problem
des Animus // Wirklichkeit der Seele. 1934. S. 296.
Епископу позволяется иметь четыре свечи во время приватной мессы. Во время
некоторых особо торжественных месс (например, missa cantata ) их тоже четыре.
Но еще более высокие формы требуют шести и семи свечей.
t Origenes, in Jerem. horn. XX,3-;,3.
Из пифагорейской клятвы: oi: ob ftci той &^nepa yevea napa&ovia fonpcrfrw,
лауау atvaovp^wfun^ovaiw.CM. Z
"Четыре" в химической иконологии предстает главным образом в форме четырех
евангелистов с их символами, соединенчыми в "розу", в круг или melothesia либо
как tetramorphus, например в "hortus dis dcliclarum" Геррада фон Ландсперга и в
трудах по мистической спекуляции. Я укажу ту только: 1) Jacob Boehnie. XL
Questions concerning the Soule propounded by Dr. Balthasaasar Waller and
answered by Jacob Behmen. L., 1647; 2) Hildegard von Bingen, Cod. Luce., :.,
fol. 372, Cod. Heidelb. Sclcias, образ мистической вселенной; S.Ch.Slnger,
Studies in the he History and Method of Science. 1917); 3) замечательные
рисунки Опицинуса де Канистрис"иса Cod. Pal. Lat. 1693, Vatican Libr.; S.R.
Salomon, O.d.S. Weltbild und Bekentnisse eines avignilgnoner.sischen C
|
|