|
ому-либо зла* (Р. 130); 4) сновидения, посланные Богом.
Относительно знамений, указывающих на божественную природу сновидения, он
говорит: " ... об особой значимости того, что обозначается посредством сна:
неудивительно, что посредством сна людям становится известно то, познание чего
человеку удается только с Божьей помощью и благодатью. [Это явления] такого
рода, какие в учениях теологов называются будущим, соприкасающимся [с
настоящим], тайны сердец, которые в сокровенных тайниках души глубоко сокрыты
от всякого понимания людей; затем это - особенно важные для нашей веры таинства,
открывающиеся только Божьим научением ... кроме того, то, [что это
божественно], более всего выясняется благодаря внутреннему просветлению и
побуждению души, которым Бог так дух озаряет, так волю наставляет, так делает
человека уверенным в истинности и авторитете этого сна, что такой человек ясно
сознает и уверенно судит о том, что сам Бог - творец этого сна, и ему должен, и
желает верить без всякого сомнения" (Р. 131).
Так как демон, как было указано выше, также способен вызывать сновидения, точно
предсказывающие будущие события, автор добавляет цитату из Григория о том, как
умело дьяволы предсказывают будущие события (Dialog. Lib. IV. Cap. 48); "Святые
мужи иллюзии и откровения, голоса и отголоски видений различают внутренним
чутьем, так что они знают, что они воспринимают от доброго духа. а что
претерпевают от обманщика. Ибо если бы разум человеческий не был защищен от
этого, то из-за [злого] духа-обманщика он погрузился бы в великую тщету, хотя
он [разум] нередко говорит достаточно много истинного, чтобы мочь вытянуть душу
из какой-нибудь лжи" (Р. 132). Это кажется желанной защитой от той
неопределенности, которая возникает, когда сны сами по себе обращаются к
"главным таинствам веры". В своей биографии Св. Антония Афанасий дает некоторое
представление о том, как умелы дьяволы в предсказании будущих событий (см.
WallisE.A. Budge The Book of Paradise. L., 1. P. 37 et seq.).
Согласно тому же автору, они появляются иногда даже в образе монахов, поющих
псалмы и громко читающих Библию, делающих замечания о моральном облике братии,
которые вводят в соблазн (Р. 33 et seq., 47). Впрочем, Перериус, кажется,
доверяет предложенным им критериям и продолжает: "Точно так же природный светоч
нашего разума заставляет нас ясно понимать истинность основных первоначал, ибо
здесь мы без всяких доказательств постигаем нашим ощущением. То же совершает с
помощью снов божественный светильник, озаряя наши души, и такие сны мы
воспринимаем как божественные и полностью им доверяемся". Перериус не касается
опасного вопроса о том, почему всякое несокрушимое убеждение, полученное во сне,
обязательно является доказательством его божественного происхождения. Он
просто принимает как нечто само собой разумеющееся то, что сновидения такого
рода будут естественным образом иметь характер, соответствующий "главным
таинствам веры", а не какой-нибудь иной. Гуманист Каспар Пейцер (в своих
Commcntarius de Praecipuis Gcneribus Divlnationum, etc. Witebergae 1560 de
divinat. ex somn. P.270) высказывается по этому поводу значительно определеннее
и сдержаннее: "Божественные сны суть те, которые по божьему внушению объявляют
святые предзнаменования, но не всем подряд, не домогающимся и ожидающим
исключительных откровений по своему ожиданию, но святым отцам и пророкам по
божьему суждению и воле, не о легких предприятиях или незначительных,
сиюминутных делах, но о Христе, о правлении церкви, о заповедях и их порядке, о
других дивных событиях. И Бог им дарует точные свидетельства, такие, как дар
понимания, о которых известно, что они не случайно возникают, рождаясь в
природе, но назревают по божьему внушению".
Его скрытый кальвинизм ощутим в этих словах, особенно если сравнить их с
theologia naturalis его католического современника. Вероятно, намек Пейцера на
"откровения" относится к еретическим новациям. По крайней мере в следующем
параграфе, где речь идет о somnia diabolic! generis (сны дьяволические) он
пишет: "Ибо анабаптистам, энтузиастам (исступленным] во все времена и подобным
им фанатикам... является дьявол". Перериус с большей проницательностью
посвящает целую главу вопросу: "ошвашкали христианину отгадывать сны?" В первой
главе он приходит к выводу, что важные сны подлежат рассмотрению. Я привожу его
слова: "Ведь сны, которые нас волнуют и побуждают обдумывать преступления,
внушаются нам демоном: напротив, те, которые нас побуждают и направляют к добру,
как и к безбрачию, щедрости в подаяниях, вхождению в религию, те посланы нам
Богом; и понимать это свойственно душе не суеверной, а религиозной, разумной,
озабоченной своим спасением". Но только глупцы станут рассматривать всякие
прочие пустопорожние сны. Во второй главе он отвечает, что никто не должен и не
может истолковывать сны, "кроме вдохновленного и сведущего по божьему промыслу".
"Никто не знает, - добавляет он, - что принадлежит Богу кроме духа Божьего*.
(R.Cor.. I, 2, 11). Это утверждение, само по себе в высшей степени истинное,
оставляет искусство истолкования за теми лицами, кто ex officio (по
обязанностям) наделены donum spirilus sancti (даром Святого Духа). Очевидно,
впрочем, что автор-иезуит не мог рассматривать вопроса о descensus spirilus
sancti extra ccclesiam (сошествии Святого Духа вне церкви).
JungC. Traumsymbole des Individualionsprozesses // Eranos-Jahrbuch. 1935.
Zurich, 1936. Хотя приводимые мною сновидения упоминаются в этой публикации,
они рассматриваются в ней под иным углом зрения. Так как у сновидений много
аспектов, их можно изучать с различных сторон.
Freud S. Traumdeutung. Vienna. 1900 (английский перевод Interpretation of
Dreams). Herbert Silberer (Der Тгашп. 1919) выдвигает более осторожную и
сбалансированную точку зрения. По поводу моих расхождений с Фрейдом я отсылаю
читателя к небольшому эссе, опубликованному в книге Modem Man in Search of a
S
|
|