Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
изм был полностью уничтожен, а его останки были настолько искромсаны, 
что требуется специальное исследование для того, чтобы получить хоть какое-то 
представление о его внутреннем смысле. Но если исторические корни наших 
символов уходят за пределы Средних веков, то они наверняка обнаруживаются в 
гностицизме. 
Должен признать, в этом есть известная логика: психологическое состояние, ранее 
подавленное, должно вновь начать утверждать себя, когда начинают убывать 
главные идеи подавлявшего состояния. Несмотря на подавление гностической ереси, 
она продолжала существовать в Средние века в обличий алхимии. Хорошо известно, 
что алхимия состояла из двух взаимосвязанных частей: с одной стороны, 
собственно химические исследования, с другой - "theoria" или "philosophia". Как 
гласит титул псевдо-Демокрита (V в.): та yvoiica ксй та fivcrmcd - эти два 
аспекта шли рука об руку еще в начале нашей эры. То же самое верно относительно 
Лейденского папируса и произведений Зосимы III в. Религиозные и философские 
воззрения античной алхимии были гностическими. Они группируются вокруг не 
совсем ясной идеи. Ее можно бы, наверное, сформулировать следующим образом: 
anima mundi, демиург или божественный дух, взрастивший в себе хаос 
первоначальных вод, сохранился в материи в потенциальном состоянии, а вместе с 
ним осталось и первоначальное хаотическое состояние28. Так что философы, или 
"сыновья мудрости", как они сами себя называли, считали свою знаменитую 
первоматерию частью изначального хаоса, беременного духом. Под "духом" они 
понимали полуматериальную пневму, своего рода "тонкое тело", которое они 
называли "летучим" и химически отождествляли с оксидами и другими растворимыми 
компонентами. Они называли дух Меркурием, который химически был ртутью, а 
философски - Гермесом, богом откровения, который, под именем Гермеса 
Трисмегиста, был самым высоким авторитетом в алхимии . Их целью была экстракция 
изначального божественного духа из хаоса. Этот экстракт назывался Ъ&шр Qelov,pa
Чудесная жидкость, божественная вода, именуемая небом или небесами, возможно, 
соотносима с занебесными водами из книги Бытия (1,6). В функциональном аспекте 
она мыслилась как вода крещения, как церковная святая вода, содержащая в себе 
созидательные и преобразующие качества . Католическая церковь по-прежнему 
совершает ритуал benedictio fontis во время sabbathum Sanctum перед Пасхой33. 
Ритуал состоит из повторения descensus spiritus saneti. Обычная вода 
приобретает тем самым божественные свойства - она преобразует человека и дает 
ему духовное возрождение. Это в точности алхимическая идея о божественной воде, 
и потому не трудно было бы вывести aqua pennanens алхимии из ритуала benedictio 
fontis, не будь первая языческой по своим истокам и безусловно старше второго. 
Мы находим чудесную веду в первых трактатах греческой алхимии, принадлежащих к 
I в.34 Более того, descensus spiritus в physis - это гностическая легенда, 
оказавшая величайшее влияние на Мани. Вероятно через манихейство она стала 
одной из главных идей латинской алхимии. Целью философов было преображение 
несовершенной химически материи в золото, panacea или elixir vitae, но 
философски или мистически речь шла о преображении в божественного гермафродита, 
второго Адама , благословенное и нетленное тело воскресения , или lumen luminum 
, просветление человеческого ума, или Sapientia. Вместе с Рихардом Вильгельмом 
я показал, что китайская алхимия придерживалась той же идеи - целью opus magnum 
там является творение "алмазного тела" . 
Все эти детали служат тому, чтобы связать мои психологические наблюдения с 
историей. Без исторических связей они повисли бы в воздухе, были бы просто 
любопытной безделкой. Я уже указывал на то, что связь современной символики с 
древними теориями и верованиями не зависит прямо или косвенно от традиции, даже 
от тайной традиции, как это часто предполагалось39. Самое тщательное 
исследование всегда исключало возможное знакомство моих пациентов с такого рода 
книгами или идеями. Кажется, их бессознательное работало в том же направлении, 
которое временами заявляло о себе на протяжении последних двух тысяч лет. Такая 
непрерывность может существовать лишь вместе с биологической передачей по 
наследству определенного бессознательного состояния. Под этим я подразумеваю, 
естественно, не наследование представлений, каковое было бы трудно, если не 
невозможно, доказать. Наследуемое свойство должно быть, скорее, чем-то вроде 
возможности регенерации тех же или сходных путей. Я назвал эту возможность 
"архетипом", что означает ментальную предпосылку и характеристику церебральной 
функции40. 
В свете таких исторических параллелей мандала символизирует либо божественное 
существо, ранее сокрытое и спящее в теле, а теперь извлекаемое и оживающее; 
либо символизирует тот сосуд или пространство, в котором происходит 
преображение человека в божественное существо. 
Я понимаю, что такие формулировки напоминают дикие метафизические спекуляции. 
Мне очень жаль, но именно их производит и всегда производил человеческий ум. 
Психология, полагающая, что она может обойтись без таких фактов, должна их 
искусственным образом исключать. А я считаю это философским предрассудком, 
несовместимым с эмпирической точкой зрения. Я должен, видимо, подчеркнуть, что 
такими формулировками мы не устанавливаем метафизических истин. Это лишь 
утверждения о том, как функционирует человеческий ум. Фактом является и то, что 
мой пациент почувствовал себя значительно лучше после видения мандалы. Если вам 
понятна та проблема, которую это видение решило для него, то вам будет понятно 
и то, почему он испытал такое чувство "совершенной гармонии". 
Без всяких сомнений я исключал бы всякие спекуляции о возможных последствиях 
столь малопонятного и далекого от нас опыта, как видение мандалы, будь это 
осуществимо. Для меня этот тип опыта не является ни малопонятным, ни далеким. 
Напротив, это мое повседневное профессиональное занятие. Я знаю немало людей, 
которые должны всерьез считаться со своим опытом, если они вообще хотят жить. 
Им остае
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-