|
паснее верить, что его автономная
интенсивность исходит не от Эго, что это иное, сверхчеловеческое существо,
lotaliter-aliter (Наклонность, склонность (фр.)). Верующему в это человеку
необходимо чувствовать себя маленьким - примерно таким, каковы его реальные
размеры. Но если он заявляет, что tremendum (Внушающий трепет, страшный (лат.).
) умерло, то он сразу обнаруживает исчезновение той значительной энергии,
которой он наделял ранее божественное существование. Энергия может теперь выйти
на поверхность под иным именем, например, может называться "Вотаном" или
"Государством", либо каким-нибудь словом, заканчивающимся на "изм". Даже
атеизмом, в который люди веруют, на который надеются так, как раньше верили в
Бога. Так как энергия огромна, то результатом будут столь же значительные
психологические нарушения в форме диссоциации личности. Раскол может произойти
на две или множество личностей. Словно одно лицо не в силах нести всю эту
энергию, так что части личности, ранее бывшие функциональными единицами,
неожиданно откалываются и обретают значимость автономных личностей.
К счастью для остального человечества, столь чувствительных и религиозных
индивидов, как Ницше, сравнительно немного. Если посредственность теряет идею
Бога, то ничего не происходит - по крайней мере сразу и непосредственно с
человеком. Но социальные массы начинают выкармливать психические эпидемии,
каковых у нас сегодня предостаточно.
Опыт мандал типичен для людей, которые уже не могут проецировать божественный
образ. Им грозит опасность инфляции и диссоциации. Круглые или квадратные
ограждения имеют значение магических средств, с помощью которых создаются
защитные стены, vas henneticum, чтобы предотвратить прорыв и дезинтеграцию.
Таким образом, мандала обозначает (и поддерживает) исключительную концентрацию
на самом себе. Это состояние никоим образом не эгоцентрическое. Напротив, это
необходимый самоконтроль, препятствующий инфляции и диссоциации.
Ограждение, как мы видели, имеет также значение re/ievof, как говорили греки, т.
е. огражденная территория, прилегающая к храму или любому другому
изолированному священному месту. Круг в этом случае защищает или изолирует
внутренний процесс, который не должен смешиваться с внешними вещами. Мандала
символически повторяет архаические пути и средства, которые были ранее
конкретными реальностями. Я уже отмечал, что обитателем теменоса был Бог. Но
пленник или хорошо охраняемый обитатель мандалы не похож на Бога, поскольку
используемые символы, например звезды, кресты, шары и т.п., обозначают не Бога,
но скорее наиболее важную часть человеческой личности. Можно даже сказать, что
сам человек (или сокровенные глубины его души) представляет собой этого
пленника или защищаемого обитателя мандалы. Так как современная мандала имеет
удивительное сходство с другими магическими кругами, в центре которых мы обычно
находили Божество, то очевидно, что человек в современной мандале -
всесовершенный человек - заменил Божество.
Примечательно, что такое замещение является естественным и спонтанным событием,
происходящим всегда бессознательно. Если мы хотим знать, что произойдет в том
случае, когда идея Бога уже не проецируется вовне как автономное существо,
ответ бессознательного на то таков: бессознательное производит новую идею
человека в loco dei, идею человека обожествленного или божественного,
заключенного, сокрытого. защищаемого, обычно идею дегуманизированную,
выражаемую посредством абстрактной символики. Символы часто намекают на
средневековую концепцию микрокосма и макрокосма, как это было с видением
мировых часов моему пациенту.
Примечателен также тот факт, что многие процессы, ведущие к проявлению мандалы,
и сама она кажутся прямыми подтверждениями средневековых спекуляций. Словно эти
люди читали древние трактаты о философском камне, об aqua pennanens -
божественной воде круглости и квадратности, четырех цветах и т.д., хотя они
близко не подходили к алхимической философии и ее малопонятной символике.
Нелегко соответствующим образом оценить эти факты. Их нужно объяснить
регрессией к архаическим способам мышления, если вращать внимание прежде всего
на явные и впечатляющие параллели со средневековой символикой. Но будь это
регрессией к архаике, результатом была бы адаптация на более низком уровне и
соответствующая ей невысокая эффективность. Такой результат, однако, для этих
случаев нетипичен. Напротив, невротическое и диссоциированное состояние
существенно улучшается, к лучшему меняется весь характер пациентов.
Адаптированность также возрастает, и ей ничто не мешает. Поэтому вышеозначенный
процесс не стоит объяснять регрессией. Скорее это продолжение того
психологического процесса, которые начался в раннем средневековье, а может быть,
и во времена раннего христианства. Есть документальные свидетельства о том,
что важнейшие его символы существовали в I в. н.э. Я имею в виду греческий
трактат "Комариос, архипастырь, обучающий Клеопатру божественному искусству" .
Текст, без сомнения, имеет языческие и египетские источники. Имеются также
мистические тексты Зосимы, гностика И в.25 Здесь уже заметны иудейские и
христианские влияния, хотя символика остается в основном языческой и близкой к
философии Gfpus Henneticum26.
Тот факт, что близкая этим мандалам символика прослеживаетя в языческих
источниках, заставляет иначе взглянуть на эти внешне современные
психологические явления. Кажется, что они продолжают гностицизм, не будучи с
ним связаны прямой традицией. Если я прав в том, что всякая религия есть
спонтанное выражение определенных господствующих психологических состояний, то
христианство сформировало то состояние, которое господствовало в начале нашей
эры и было значимым на протяжении многих последующих столетий. Однако
христианство выразило одно доминировавшее тогда состояние, что не исключает
существования других, столь же способных найти религиозное выражение.
Христианство должно было какое-то время сражайся с гностицизмом, который, как
всем известно, был другим состоящем, почти равносильным "христианскому".
Гности
|
|