|
кого рода вызывает вопрос: чье сознание? Ваше или окружающих
вас людей? Всегда трудно примирить ту картину, которую я рисую по собственному
поводу, с той, что нарисована другими людьми. Кто из нас прав? И кто является
настоящим? Человек не сводится к тому, что он знает о себе самом или к тому,
что знают другие. Остается нечто неизвестное, существование коего еще нужно
доказать, а потому проблема идентичности становится еще более затруднительной.
Собственно говоря, невозможно определить протяженность и окончательный характер
психического существования. Когда мы говорим о человеке, то имеем в виду
неопределимое целое, невыразимую тотальность, которую можно обозначить только
символически. Я выбрал для этой целостности, общей суммы сознательного и
бессознательного существования термин " Самость"19.
Термин был выбран в согласии с восточной философией20, которая веками
занималась теми проблемами, которые поднимаются даже там, где боги исчезают,
чтобы стать людьми. Философия Упанишад соответствует психологии, которая
задолго до того признала релятивность богов '.Не нужно путать это с такой
глупостью, как атеизм. Мир остается тем же, что и прежде, но в нашем сознании
происходят любопытные изменения. В отдаленные времена (впрочем, как и у ныне
живущих дикарей) плотью психической жизни были и человеческие и нечеловеческие
объекты. Психическая жизнь, как мы сказали бы сегодня, проецировалась вовне .
Сознание едва существует в состоянии полной проекции; в лучшем случае оно
представляет собой кучу эмоций. Вместе с отводом проекций медленно развивается
знание. Наука началась практически с открытия астрономических законов, что было
первой ступенью деспиритуализациии мира. За первым шагом медленно последовал
другой. Уже в античности боги покинули горы и реки, деревья и животных. Наша
наука до невероятной степени проредила эти проекции. Вы найдете их в газетаix,
книгах, слухах и в обычных сплетнях. Все промежутки между действительными
познаниями заполнены проекциями. Мы по-прежнему почти всегда уверены, что знаем
истинный характер других и то, что они думают. Мы убеждены, что некие люди
являются носителями всех тех дурных качеств, каковых мы не замечаем у себя. Они
погрязли в грехах, которые никоим образом не являются нашими собственными. Нам
все еще требуется быть предельно осторожными, чтобы не проецировать без
малейшего стыда свою собственную Тень; мы все еще переполнены проецируемыми
иллюзиями. Вообразите себе человека, который настолько смел, что разом желает
убрать все проекции, и вы увидите человека, сознающего, что за ним тянется
густая Тень. Такой человек столкнется с новыми проблемами и конфликтами. Он
станет серьезной проблемой для себя самого, поскольку теперь он не может
сказать, что это они поступают так-то и так-то, они неправы, с ними. нужно
сражаться. Он живет в "доме самососредоточения". Такой человек знает, что все
неправомерное, совершающееся в мире, происходит в нем самом, и если только ему
удается сосуществовать с собственной Тенью, то можно сказать, что он
действительно сделал нечто для всего мира. Он сумел решить хотя бы бесконечно
малую часть тех гигантских социальных проблем, которые характерны для нашего
времени. Эти проблемы делаются неподъемными и отравленными из-за взаимных
проекций. Кому дано смотреть на них прямо, если он не видит даже себя самого,
ту темноту, которую он бессознательно привносит во все свои дела?
Развитие современной психологии ведет к значительно лучшему пониманию человека.
Боги жили когда-то в своей сверхчеловеческой силе и красоте на вершинах гор,
одетых в снега, в темноте пещер, лесов и морей. Позже они слились в" одного
Бога, а затем этот Бог стал человеком. Но в наше время боги собраны в лоне
обычного индивида: они столь же могущественны и вызывают прежний трепет,
несмотря на самое новое облачение - они сделались так называемыми психическими
функциями. Люди думают, будто держат свою психику в собственных руках, они даже
мечтают создать о ней науку. На самом же деле матерью является она - она
создает психического субъекта и даже самую возможность сознания". Психика
настолько выходит за пределы сознания, что его легко можно сравнить с островом
в океане. Остров не велик, узок, океан безмерное широк и глубок. Поэтому не так
уж важно, если речь идет о пространственном местоположении, где находятся боги
- вовне или внутри. Но если исторический процесс деспиритуализацин,
исчезновения проекций будет продолжаться, то все божественное или демоническое
должно вернуться в душу, внутрь человека, совсем об этом не ведающего.
Материалистические заблуждения были поначалу неизбежными. Коли трон Господень
не удается найти среди галактик, то Бог никогда не существовал - таким был
вывод. Второй неизбежной ошибкой был психологизм: если Бог и представляет собой
нечто, то он должен быть иллюзией, возникающей из неких мотивов, например, из
страха, из воли к власти, вытесненной сексуальности. Эти аргументы не новы.
Сходные вещи говорили христианские миссионеры, повергавшие языческих идолов. Но
если в те времена миссионеры сознавали, что служат новому Богу поражая старых,
то нынешние иконоборцы не сознают, во имя чего они разрушают старые ценности.
Ницше со всею сознательностью и ответственностью сокрушал старые скрижали, но
все же он чувствовал нужду в возрожденном Заратустре, как бы второй собственной
личности, alter ego, с которым он часто отождествляет себя в великой трагедии
"Так говорил Заратустра". Ницше не был атеистом, но его Бог умер. Результатом
был внутренний раскол, и Ницше должен был назвать это другое "Я" "Заратустрой"
или "Дионисом". В своей роковой болезни он подписывал свои письма "Загрей" -
разорванный на части Дионис фракийцев. Трагедия "Заратустры" в том, что со
смертью Бога Ницше сам сделался богом, а это произошло как раз потому, что он
не был атеистом. Он был слишком положительной натурой, чтобы удовлетвориться
вероучением, сводившимся к отрицанию. Такому человеку опасно утверждать, что
Бог умер. Он тут же делается жертвой "инфляции" . Так как идея Бога обладает
огромной психической интенсивностью, без
|
|