Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
тся следующим изречением, 
гласящим, что религия используется как заменитель "другой стороны душевной 
жизни". Она представляет женское начало, лежащее за порогом сознания, т.е. 
принадлежащее так называемому бессознательному уму. Критику, следовательно, 
можно понять так: "Ты обращаешься к религии, чтобы бежать от собственного 
бессознательного. Ты используешь ее как заменитель части своей душевной жизни. 
Но религия - это плод и кульминация полноты жизни, содержащей обе эти стороны". 

Тщательное сопоставление содержания этого сна с другими сновидениями той же 
серии безошибочно показывает, что представляет собой "другая сторона". Пациент 
все время пытался игнорировать свои эмоциональные нужды. Он опасался, что они 
могут вовлечь его в неприятности, например, приведут его к женитьбе и ко 
всякого рода обязанностям - любви, преданности, доверию, эмоциональной 
зависимости и вообще к покорности душевным нуждам. Обязанности эти не имели 
ничего общего ни с наукой, ни с академической карьерой; более того, само 
понятие "душа" было для него каким-то интеллектуальным непотребством, таким, 
что и прикоснуться страшно. 
"Таинство" души для моего пациента - это некое иносказание, ставящее его в 
тупик. Он ничего не знал о религии кроме того, что она представляет собой 
вероучение, и решил, что ею можно заменить определенного рода эмоциональные 
потребности - их можно обойти, если ходишь в церковь. Предрассудки нашего века 
сказались на уровне его понимания. С другой стороны, голос сообщает ему нечто 
нарушающее всякие условности, неортодоксальное, шокирующее: религия принимается 
всерьез, ставится на самую вершину жизни. Причем жизни, включающей в себя 
"другую сторону" и подрывающей тем самым любезные сердцу интеллектуальные и 
рационалистические предрассудки. Это был настолько серьезный переворот в 
сознании, что мой пациент часто опасался, что сойдет с ума. Должен сказать, 
имея представление о типичных интеллектуалах сегодняшнего и вчерашнего дня, что 
попавшему в такую переделку человеку можно посочувствовать. Всерьез считаться с 
"образом женщины", другими словами, с бессознательным - какой удар по 
просвещенному здравому смыслу!9 
Я начал курс лечения только после того, как пациент записал первую серию из 
примерно 350 сновидений. Я получил тем самым полное представление о всех 
нюансах его неупорядоченного опыта. Не удивительно, что он хотел бросить это 
предприятие. К счастью, у этого человека была своя "религия": он "тщательно 
принимал во внимание" свой опыт и в достаточной мере обладал л1<ттч, т.е. верил 
в него, что помогало ему держаться испытанного и продолжать начатое нами дело. 
На руку оказалось и то обстоятельство, что пациент был невротиком: стоило ему 
проявить недоверие к опыту, попытаться отрицать голос, как невротическое 
состояние тут же возвращалось. Он просто не мог "погасить огонь" и был 
принужден признать непостижимо нуминозный характер своего опыта. Он был 
вынужден примириться с тем, что неугасимый огонь был "священным". Таковым было 
sine qua non (Непременное условие (лат.)) его исцеления. 
Конечно, можно было бы посчитать этот случай исключением из правил - подобно 
тому, как все подлинно человечные и совершенные личности суть исключения. Верно,
 что подавляющее большинство образованных людей нельзя отнести к цельным 
личностям, а вместо истинных ценностей они наделены множеством суррогатов. 
Такое существование неизбежно вызывает невроз, как у нашего пациента, так и у 
множества других людей. 
То, что у нас принято называть "религией", в такой степени является подделкой, 
что я часто спрашиваю самого себя: не выполняет ли такого рода "религия" (я 
предпочитаю называть ее вероучением) важную функцию в человеческом обществе? 
Несомненная цель замещения - поставить на место непосредственного опыта некий 
набор пригодных символов, подкрепленных твердыней догмата и ритуала. 
Католическая церковь поддерживает их всем своим непререкаемым авторитетом, 
протестантская церковь (если этот термин еще применим) настаивает на вере и 
евангельском благовестии. Пока эти два принципа работают, люди надежно закрыты 
от непосредственного религиозного опыта10. Даже если нечто подобное с ними и 
случится, они могут обратиться к церкви, где им объяснят - пришел ли этот опыт 
от Бога или от дьявола, принять его или отвергнуть. 
Мне по роду своей деятельности приходилось встречать людей, которые имели 
подобный непосредственный опыт и не пожелали подчиниться догматическому 
авторитету. Мне приходилось наблюдать, как они проходили все стадии исполненных 
страсти конфликтов, переживали страх безумия, отчаянную путаницу, депрессии, 
которые были одновременно гротескными и наводящими ужас. Так что я вполне 
сознаю чрезвычайную важность догмата и ритуала - по крайней мере в качестве 
методов умственной гигиены. Если мой пациент - католик, я неизменно советую ему 
исповедоваться и причащаться, чтобы защитить себя от непосредственного опыта, 
который может оказаться слишком тяжелой ношей. С протестантами обычно много 
сложнее, поскольку догматы и ритуалы сделались настолько бледными и слабыми, 
что в значительной степени утратили свою эффективность. Исповедь, как правило, 
отсутствует, а пасторы разделяют со своей паствой общую нелюбовь к 
психологическим проблемам и, к несчастью, общее для них психологическое 
невежество. Католический "руководитель совести", как правило, владеет 
несопоставимо большим психологическим мастерством. Более того, протестантские 
пасторы получают на теологическом факультете научную подготовку, которая, в 
силу господствующего критического духа, подрывает наивность веры, в то время 
как в подготовке католического священника подавляющую значимость имеет 
историческая традиция, что способствует укреплению авторитета института церкви. 

Конечно, я мог бы, как врач, принадлежать к сторонникам так называемого 
научного вероучения, свести содержание невроза к вытесненной детской 
сексуальности или воле к власти. С помощью такого умаления пс
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-