Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
 законным путем. Если некто решит 
преподнести мне деньги в качестве подарка, то я ведь не могу сказать своему 
благодетелю: 
"Благодарю Вас за мои собственные деньги", хотя позже я уже могу заявить, что 
это мои деньги. Точно такая же ситуация и с голосом. Он дает мне какой-то 
материал, подобно другу, сообщающему мне о своих идеях. Было бы непорядочно, да 
и неверно, считать, будто сказанное им - это мои идеи. 
Вот почему я провожу принципиальное различие между тем, что было произведено и 
присвоено моими собственными сознательными усилиями, и тем, что ясно и 
безоговорочно является продуктом бессознательного ума. Кто-то захочет возразить,
 что бессознательный ум все же принадлежит мне, а потому такое различение 
излишне. Но я не могу сказать с уверенностью, является ли бессознательный ум - 
моим, так как понятие " бессознательное" предполагает, что я даже не осознаю 
его наличия. Фактически, понятие "бессознательного ума" является просто удобным 
предположением7. На деле я совершенно бессознателен, иначе говоря, совсем не 
знаю, откуда доносится этот голос. Я не только не могу воспроизвести этот 
феномен по своей воле, но я не в силах предугадать и содержание того, что он 
может до меня донести. Поэтому было бы самонадеянно считать, будто голос мой 
принадлежит моему уму. Это было бы не совсем точно. Тот факт, что голос 
воспринимается вами в вашем сновидении, ничего не доказывает, ибо вы можете 
слышать и шум на улице, который никак своим не назовете. 
Только при одном условии вы могли бы на законных основаниях называть голос 
своим собственным, а именно, если вы считаете свою сознательную личность частью 
целого, так сказать меньшим кругом, входящим в больший. Мелкий банковский клерк,
 который водит друга по городу и показывает ему на здание банка со словами: "А 
вот мой банк", - пользуется той же привилегией. 
Мы можем предположить, что человеческая личность состоит из двух частей: 
во-первых, это сознание и все то, что им покрывается; во-вторых, это 
расплывчатые глубинные регионы бессознательной психики. Если первое можно более 
или менее ясно определить и очертить, то целостность человеческой личности 
необходимо признать недоступной для полного описания или определения. Другими 
словами, каждая личность содержит в себе некую беспредельную и не поддающуюся 
определению часть, ибо ее сознательная и наблюдаемая часть не включает в себя 
ряд факторов, существование которых мы вынуждены, однако, предполагать, чтобы 
иметь возможность объяснять наблюдаемые случаи. Вот эти-то неизвестные факторы 
и образуют то, что мы называем бессознательным. 
У нас нет представления о содержании этих фактов, поскольку мы наблюдаем только 
их следствия. Мы можем только предположить, что они имеют психическую природу, 
сравнимую с содержаниями сознания, хотя полной уверенности в этом у нас нет. Но 
стоит лишь представить себе, что подобие существует, и нам уже не удержаться от 
дальнейшего развития мысли. Так как содержания нашего ума сознательны и 
воспринимаются лишь при ассоциации с Эго, значит феномен голоса, наделенного 
личностным характером, также может принадлежать центру, но уже не 
тождественному нашему сознательному Эго. Такое рассуждение допустимо, если мы 
будем считать Эго подчиненным или включенным в Самость - центр тотальной, 
беспредельной и не поддающейся определению психической личности . 
Когда философские аргументы привлекаются лишь для того, чтобы удивить своей 
сложностью, этот прием не приводит меня в состояние восторга. Хотя мои 
доказательства могут показаться трудными для понимания, они, по крайней мере, 
представляют собой честную попытку осмысления наблюдаемых фактов. Проще говоря, 
так как мы далеки от всезнания, то практически любой опыт, факт или объект 
содержит в себе нечто неведомое. Так что если мы толкуем о тотальности опыта. 
то слово "тотальность" может относиться лишь к сознательной части опыта. А так 
как мы не можем предположить, что наш опыт покрывает собой тотальность объекта, 
то очевидно, что абсолютная тотальность должна в себя включать еще и ту часть, 
которая в опыт не вошла. Сказанное верно относительно всякого опыта, а в равной 
степени и психики, чья абсолютная тотальность покрывает большую часть сознания. 
Иными словами, психика не является исключением из общего правила, согласно 
которому мы устанавливаем что-либо о вселенной ровно настолько, насколько это 
позволяет нам наша психическая организация. 
Мои научные исследования вновь и вновь показывали, что определенные содержания 
психики имеют своим источником слои более глубокие, нежели сознание. Эти слои 
часто содержат в себе видение или знание более высокого порядка, чем то, что в 
состоянии произвести сознание. У нас имеется для таких явлений подходящее слово 
- интуиция. Произнося это слово, большая часть людей испытывает приятное 
ощущение - словно употребив его, мы смогли что-то себе объяснить. При этом не 
принимается во внимание тот факт, что не вы осуществляете интуицию - наоборот, 
это всегда она к вам приходит. У вас есть предчувствие, оно само в вас 
случилось, а вы его просто улавливаете, если достаточно умны и проворны. 
Поэтому голос во сне со священным домом я объясняю как принадлежащий более 
совершенной личности, к которой сознательное "Я" сновидца относится как часть к 
целому. В этом причина того, что голос демонстрирует ум и ясность мысли, 
превосходящие наличное сознание сновидца. Такое превосходство является причиной 
безусловного авторитета, коим наделен голос. 
В том, чтб произносит этот голос, содержится своеобразная критика установок 
сновидца. В сновидении с церковью он пытался примирить две стороны жизни при 
помощи какого-то дешевого компромисса. Как мы уже знаем, неизвестная женщина, 
Анима, не согласилась с этим и покинула сцену. В последнем сновидении голос, 
кажется, занял место Анимы - с той разницей, что вместо эмоционального протеста 
теперь звучит властная речь о двух типах религии. Согласно прозвучавшему 
приговору, сновидец склонен использовать религию как замещение "образа женщины".
 Под "женщиной" подразумевается Анима. Это подтвержда
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-