|
в сторону, то фаллос у солнца тоже будет двигаться, а это, мол, и есть
источник ветра.
Я сделал это наблюдение где-то в 1906 году. В 1910, когда я углубился в
мифологические штудии, мне попалась в руки книга Дейтериха. В ней была
опубликована часть так называемого Парижского магического папируса, которая, по
мнению Дейтериха, представляла собой литургию культа Митры ([Albrecht Dieterich,
Bine Mithrasliturgic (London, 1903; 2nd ed., 1910),j p. 6-7.] Как автор узнал
впоследствии, издание 1910 года было в действительности вторым, тогда как
первое вышло в 1903 году. Однако. этот пациент был помещен в лечебницу за
несколько лет до 1903 года.). Она состоит из ряда предписаний, заклинаний и
видений. Одно из этих видений описывается следующими словами: "А также так
называемая труба, источник попутного (ministering) ветра. Ибо ты увидишь нечто
похожее на трубу, свисающую с солнечного диска., и по отношению к западным
областям она находится в положении, как если бы дул нескончаемый восточный
ветер. Но если другой ветер подул бы в направлении восточных областей, ты
увидел бы ту же трубу, только повернутую в другом направлении". Греческое слово
для обозначения "трубы" - ((((( - означает также "духовой инструмент", а
словосочетание ((((( ((((( у Гомера означает "толстая струя крови". Очевидно,
что поток ветра выдувается из солнца через трубу.
То, что видение моего пациента относится к 1906 году, а этот греческий текст
был впервые опубликован в 1910 году, должно быть вполне достаточным основанием
для исключения возможности криптомнезии с его стороны и перенесения мысли с
моей. Невозможно отрицать явного параллелизма двух видений, хотя и можно
возразить, что сходство здесь чисто случайное. В таком случае мы должны
предположить что данное видение никак не связано с аналогичными представлениями
и не имеет никакого внутреннего значения (meaning). Однако наше предположение
не оправдывается, ибо на некоторых средневековых рисунках эта труба на самом
деле изображена как своего рода шланг, спускающийся с небес под одежды Святой
Девы Марии. По нему Святой Дух в образе голубя слетает вниз, чтобы
оплодотворить непорочную Деву Марию. Как мы знаем из миракля Пятидесятницы,
первоначально Святого Духа представляли себе в образе могучего стремительного
ветра - (((((( - ветра, который "дует где хочет" ("Дух дышит, где хочет" (греч.
) [Иоан. 3:8), что, вследствие семантической неопределенности фразы, можно
перевести и как "Ветер дует, где хочет". - Прим. пер.). В латинском тексте мы
читаем: "Animo descensus per orbem solis tribuitur" ("Говорят, что дух нисходит
по кругу солнца"). Эта концепция получила распространение во всей поздней
классической и средневековой философии.
Поэтому я не могу обнаружить в этих видениях ничего случайного, но вижу просто
возобновление возможностей представлений, которые существовали всегда и которые
можно снова встретить у самых противоположных умов во все времена, а потому они
не должны ошибочно приниматься за врожденные идеи. Я преднамеренно углубился в
детали этого случая с целью нарисовать наглядную картину той более глубокой
психической активности, которую я называю коллективным бессознательным. В
качестве резюме я хотел бы подчеркнуть, что мы должны разграничивать три уровня
души: (1) сознание, (2) личное бессознательное и (3) коллективное
бессознательное. Личное бессознательное состоит, во-первых, из всех тех
содержаний, которые стали бессознательными либо из-за того, что утратили свою
интенсивность и забылись, либо из-за того, что сознание отстранилось от них
(вытеснение); и, во-вторых, из содержаний (отчасти, чувственных впечатлений),
которые никогда не обладали достаточной интенсивностью, чтобы достичь сознания,
но тем не менее как-то проникали в душу (psyche). Коллективное же
бессознательное, как родовое наследие возможностей репрезентации, является не
индивидуальным, а общим для всех людей и даже, возможно, всех животных, и
составляет истинную основу индивидуальной души.
Весь этот психический организм совершенно аналогичен телу которое хотя и имеет
индивидуальные вариации, однако о главных своих чертах остается специфически
человеческим телом, свойственным всем людям. В своем развитии и строении оно до
сих пор сохраняет элементы, связывающие его с беспозвоночными и, в конечном
счете, с простейшими. По крайней мере, в теории должна существовать возможность
"счищать" с коллективного бессознательного слой за слоем до тех пор, пока мы не
дойдем до психологии червя или даже амебы.
Все согласны с тем, что совершенно невозможно понять живой организм вне его
связи со средой обитания. Существует бесчисленное множество биологических
фактов, которые поддаются объяснению только как реакции на средовые условия,
например: слепота Proteus anguinus; особенности кишечных паразитов; анатомия
позвоночных, возвратившихся к жизни в воде.
То же самое справедливо и в отношении души. Ее специфическая организация
должна быть тесно связана с условиями внешней среды. От сознания мы можем
ожидать реагирования на настоящее и адаптации к нему, поскольку сознание - это
та часть души, которая имеет дело, главным образом, с событиями текущего
момента. А от коллективного бессознательного, как вневременной и всеобщей
(части) души, нам следует ожидать реакций на универсальные и постоянные условия,
будь они психологическими, физиологическими или физическими.
По-видимому, коллективное бессознательное - насколько мы вообще можем что-то
сказать о нем - состоит из мифологических мотивов или изначальных образов, и
потому мифы всех народов являют собой его подлинные образцы. Фактически,
мифологию в целом можно было бы считать своего рода проекцией коллективного
бессознательного. Яснее всего это видно, когда смотришь на небесные созвездия,
чьи первоначально хаотические формы были организованы посредством проекции
образов. Этим же объясняется то особое влияние звезд, которое так отстаивают
астрологи, ибо оно есть не что иное, как неосознанное интроспективное
восприятие (perceptions
|
|