Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: СТРУКТУРА ДУШИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 49
 <<-
 
идения или фантазии в этом случае связаны с 
космическими качествами, например, временной и пространственной бесконечностью, 
огромными расстояниями, преодолеваемыми с немыслимой скоростью, 
"астрологическими" ассоциациями, теллурическими, лунарными и солярными 
аналогиями, изменениями размеров тела и т. д. Очевидные случаи появления в 
сновидениях мифологических и религиозных мотивов также указывают на активность 
коллективного бессознательного. Коллективное начало весьма часто заявляет о 
себе через своеобразные симптомы (Возможно, нелишне заметить, что коллективные 
элементы в сновидениях появляются отнюдь не только на этой стадии аналитической 
терапии. Существует множество психологических ситуаций, в которых активность 
коллективного бессознательного может выйти на поверхность. Однако, здесь не 
место вдаваться в обсуждение этих состояний.) , например, когда кому-то снится, 
будто он летит, подобно комете, сквозь космическое пространство; будто он - 
Земля, Солнце или какая-то звезда; будто его тело огромно или, наоборот, 
микроскопически мало, а то - будто он умер, находится в неизвестном месте, не 
знает, кто он, не знает, что делать, сошел с ума и т. д. Подобным же образом, 
вместе с симптомами инфляции могут появляться чувства дезориентированности, 
головокружения и т. п.
 Прорывающиеся из коллективной души силы производят сбивающее с толку и 
ослепляющее действие. Распад персоны однозначно вызывает высвобождение 
непроизвольной фантазии, которая, видимо, есть не что иное, как специфическая 
активность коллективной души. Эта активность извергает такие содержания, о 
существовании которых человек никогда прежде не догадывался. Но вместе с 
усилением, влияния коллективного бессознательного ослабевает руководящая власть 
сознательного ума. Он незаметно становится ведомым, в то время как 
бессознательный и безличный процесс берет руководство на себя. И тогда 
сознательная личность, не замечая этого, передвигается подобно фигуре на 
шахматной доске под рукой невидимого игрока. И именно этот игрок определяет 
партию судьбы, а не сознательный ум со своими планами. В приведенном выше 
примере разрешение переноса, казавшееся сознательному уму просто невозможным, 
было осуществлено как раз этим путем.
 Попадание под влияние бессознательного процесса становится неизбежным всякий 
раз, когда возникает необходимость преодоления на вид непреодолимого 
затруднения. Само собой разумеется, что эта необходимость появляется не у 
каждого больного неврозом, поскольку, возможно, в большинстве случаев главным 
соображением оказывается всего лишь устранение временных трудностей адаптации. 
Разумеется, явно тяжелые случаи не поддаются лечению без глубокого изменения 
характера или установки. В гораздо же большем числе случаев адаптация к внешней 
действительности требует так много труда, что внутренней адаптации к 
коллективному бессознательному просто не удается уделить внимания в течение 
довольно долгого времени. Зато в тех случаях, когда эта внутренняя адаптация 
становится проблемой, от бессознательного исходит какое-то удивительное, 
непреодолимое притяжение, которое оказывает мощное влияние на сознательную 
линию жизни. Превосходство бессознательных влияний вкупе со связанными с ним 
распадением персоны и лишением сознательного ума власти образует состояние 
психической неустойчивости, вызываемое при аналитическом лечении искусственно, 
с терапевтической целью: устранить препятствия, могущие сдерживать дальнейшее 
развитие. Конечно, существует бесчисленное множество препятствий, которые можно 
преодолеть с помощью доброго совета и моральной поддержки, при условии доброй 
воли и понимания со стороны пациента. Этим путем можно добиться отличных 
лечебных результатов. Не так уж редки случаи, где вообще нет никакой нужды 
заводить разговор о бессознательном. Но, с другой стороны, существуют 
затруднения, в отношении которых нетрудно предвидеть невозможность 
удовлетворительного разрешения. Если в этих случаях психическое равновесие не 
нарушается еще до начала лечения, то это обязательно происходит во время 
анализа, и иногда, без какого-либо вмешательства со стороны врача. Часто 
кажется, словно эти пациенты только и ждали появления вызывающего доверие 
человека, чтобы тотчас же отказаться от борьбы и пасть духом.
 Такая утрата равновесия, в принципе, сходна с психологическим нарушением: то 
есть, она отличается от начальных стадий психического заболевания только тем, 
что в конечном счете приводит к улучшению здоровья, тогда как последнее - к еще 
большему его разрушению. Это - состояние паники перед лицом на первый взгляд 
безнадежных осложнений. Обычно ему предшествовали отчаянные попытки силой воли 
справиться с затруднением; затем наступало крушение надежд, - и некогда 
руководящая воля полностью распадалась. Высвобожденная в результате этого 
распада энергия теряется сознанием и переходит в бессознательное. Фактически, 
первые признаки бессознательной активности появляются как раз в такие моменты. 
(Я сразу вспоминаю случай с юношей, явно обделенным крепким умом и силой духа.) 
Очевидно, та энергия, что уходила из сознания, активировала бессознательное. 
Непосредственный результат - изменение установки. Легко можно себе представить, 
что более сильный человек, окажись он на месте этого юноши, воспринял бы то же 
видение звезд как знак возможного исцеления и посмотрел бы на человеческое 
страдание sub specie aeternitatis (С точки зрения вечности (лат.). - Прим. пер.
), и каковом случае его душевное равновесие было бы восстановлено.
 Случись так, качавшееся непреодолимым препятствие было бы устранено. Исходя из 
этого, я считаю, что такая утрата равновесия служит определенной цели, 
поскольку приводит к замещению дефектного сознания автоматической и 
инстинктивной деятельностью бессознательного, которая все это время нацелена на 
создание нового равновесия и, следует заметить, обычно достигает этой цели, при 
условии, что сознательный ум в состоянии ассимилировать производимые 
бессозн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 49
 <<-