|
ько еще более бесплодным, чем раньше.
Чтобы раскрыть, что в нас есть собственно индивидуального, требуется глубокая
рефлексия, и тут до нас внезапно доходит, как необычайно трудно дается открытие
индивидуальности.
III
Персона как часть коллективной души
В этой главе мы подходим к проблеме, которая, если ее проглядеть, может
послужить причиной величайшей неразберихи. Вспомним, что при анализе личного
бессознательного первыми к сознанию прибавляются личные содержания, и я
предложил назвать эти когда-то вытесненные, но допускающие осознание содержания
личным бессознательным. Я также показал, что присоединение более глубоких слоев
бессознательного, названных мною коллективным бессознательным, вызывает
расширение личности, ведущее к состоянию инфляции. Это состояние достигается
простым продолжением аналитической работы, как это имело место в рассмотренном
выше случае молодой женщины. Продолжая анализ, мы добавляем к личному сознанию
целый ряд фундаментальных, общих и безличных характеристик рода человеческого,
вследствие чего и вызывается та уже описанная мною инфляция (Этот феномен,
который происходит п результате расширения coзнания, вовсе не специфичен для
аналитическом терапии. Он встречается всякий раз, когда людей одолевает знание
или новое понимание. "Знание надмевает", - пишет Павел коринфянам [1 Кор. 8:1],
ибо новое знание вскружило головы многим, что, фактически, происходит постоянно.
Инфляция не имеет ничего общего с характером знания, но связана исключительно
с тем обстоятельством, что всякое новое знание может настолько завладеть слабой
головой, что человек уже ничего другого не видит и не слышит. Знание его
гипнотизирует, и он тут же начинает верить, будто разгадал тайну вселенной. Но
это всего лишь ужасное самомнение. Этот процесс представляет собой настолько
общую реакцию, что в Бытии [2:17] вкушение от древа познания изображается как
смертный грех. Сразу, может быть, и не ясно. почему большего сознания,
сопровождаемого самомнением, следует так опасаться. Книга Бытия представляет
акт становления сознательным как нарушение табу, как если бы знание означало,
что кто-то неблагочестиво перешагнул некий священный барьер. Я думаю, что Книга
Бытия права. поскольку каждый шаг в направлении большего сознания является чем
то вроде прометеевой вины: посредством знания богов, так сказать, лишали их
огня. Другими словами, то, что было собственностью бессознательных сил,
вырывается из своей естественной обстановки и подчиняется прихотям
сознательного ума. Человек, узурпировавший новое знание, претерпевает, однако,
преобразование или увеличение сознания, которое теперь уже не имеет сходства с
сознанием его ближних. Он поднялся выше человеческою уровня своего поколения
("и станете, как Бог", "ye shall become like unto God" (англ.). - Прим. пер.),
но тем самым и отдалился от людей. Мука этого одиночества - месть богов, ибо
никогда больше он не сможет вернуться назад, к людям. Он, как гласит миф,
прикован к одинокой скале на Кавказе, покинутый Богом и людьми.), которую,
вероятно, можно рассматривать как одно из неприятных последствий становления
полностью сознательным.
С этой точки зрения сознательная личность есть более или менее произвольная
часть коллективной души. Она заключается в сумме психических фактов, которые
некто считает личными. Определение "личный" означает "принадлежащий
исключительно этому частному лицу". Сознание, которое целиком и полностью
является личным, с известной тревогой подчеркивает свое исконное право и право
частной собственности на свои содержания, стремясь таким образом создать
видимость целого. Что касается содержаний, отказывающихся втискиваться в это
целое, то с ними поступают двояко: либо не обращают внимания и забывают об их
существовании, либо вытесняют и отрицают. Это обычный способ самовоспитания, но
он слишком произволен и насильствен. Слишком многим из нашей общечеловеческой
природы приходится жертвовать в интересах идеального образа, по которому
человек пытается сформировать себя. Отсюда, эти безупречно "личные" люди всегда
очень чувствительны к происходящему, ибо легко может случиться нечто такое, что
внесет в сознание нежеланную часть их подлинного ("индивидуального") характера.
Эту произвольно, хотя и часто с большим трудом формируемую часть коллективной
души я назвал персоной (persona). Термин персона в самом деле весьма подходящее
для этого выражение, ибо первоначально юно означало маску, которую когда-то
одевали актеры, чтобы обозначить исполняемую ими роль. Если же мы попытаемся
провести точную границу между тем психическим материалом, который следует
считать личным, и тем, который следует считать безличным, то вскоре окажемся в
величайшем затруднении, ибо, по определению, мы обязаны сказать о содержаниях
персоны то же самое, что уже было сказано о безличном бессознательном, а именно,
что они коллективны. Только потому что персона представляет более или менее
произвольную и случайную часть коллективной души, мы и можем заблуждаться,
ошибочно расценивая ее in toto как нечто индивидуальное. Но персона, о чем
свидетельствует ее название, является лини. маской коллективной души, той
маской, что симулирует индивидуальность, заставляя других и самого ее
обладателя поверить в то, будто он индивидуален, тогда как он просто играет
роль, через которую говорит коллективная душа.
Когда мы анализируем персону, мы сдираем маску - и обнаруживаем: то, что
казалось индивидуальным, по сути своей коллективно, или, говоря иначе, персона
была только маской коллективной души. В принципе, маска и нереальна вовсе: она
лишь компромисс между индивидуумом и обществом в отношении того, каким человек
должен быть с виду. Он делает себе имя, заслуживает титул или звание, выполняет
некие обязанности, и вообще - он то один, то другой. В известном смысле
|
|