|
религиозных вопросов
пациентка занимала критическую и агностическую позицию, а ее представление о
возможном божестве уже давно перешло в область невообразимого то есть
выродилось в полную абстракцию. В противоположность этому, образ Бога в
сновидениях соответствовал архаическому пониманию Бога как демона природы,
отчасти похожего на Вотана. (((( (( (((((( "Бог есть дух" - здесь переводится в
свою первичную форму, где (((((( значит "ветер": Бог есть ветер, более сильное
и могущественное, чем человек, незримое дыхание-дух. Так же, как в
древнееврейском слово ruah, так и в арабском слово ruh означают дыхание и дух
(Что касается более полной разработки этой темы, см.: Symbols of Transformation
{Collected Works, Vol. 5). index, s. v. "wind".). Сновидения из чисто
человеческой фигуры развивают архаичный образ Бога, бесконечно далекий от
сознательного представления о Боге. Можно было бы возразить, что это просто
инфантильный образ, реминисценция из детства. Я не стал бы оспаривать такое
предположение, имей мы дело с образом старца, сидящего на золотом троне в
небесах. Однако, в данном случае нет и следа подобной сентиментальности; вместо
этого мы имеем первообраз, который может соответствовать только архаической
ментальности.
Эти первобытные воззрения, немало примеров которых я привел в своей книге
Symbols of Transformation, принуждают нас - в том, что касается
бессознательного материала - проводить его разграничение в совершенно иной
плоскости, отличной от той, что отделяет "предсознательное" или
"подсознательное" от "бессознательного". Здесь нет необходимости обсуждать
обоснованность таких разграничений. Они обладают своей определенной ценностью и
заслуживают дальнейшей разработки в качестве возможных гипотез. То основное
разграничение, о котором опыт заставил меня заявить, претендует лишь на статус
одной из таких гипотез. Из предшествующего обсуждения должно быть ясно, что нам
необходимо различать в бессознательном слой, который можно назвать личным
(персональным) бессознательным. Содержащиеся в этом слое материалы имеют личный
характер, поскольку обладают, отчасти, качеством индивидуальных приобретений в
процессе жизни конкретного человека и, отчасти, качеством психологических
факторов, которые с таким же успехом могли бы быть осознанными. Нетрудно понять,
что несовместимые психологические элементы могут вытесняться из сознания и,
таким образом, становиться бессознательными. Но, с другой стороны, это
утверждение предполагает возможность осознания и сохранения в сознании
вытесненных содержаний после того, как они были признаны. Мы признаем эти
материалы в качестве личных содержаний, потому что их следы и частичные
проявления или их источник можно отыскать в нашем личном прошлом. Они являются
неотъемлемыми компонентами личности, входят, если можно так сказать, в ее опись,
и их пропажа для сознания приводит к неполноценности в том или ином отношении
- причем, к неполноценности, имеющей, в психологическом смысле, характер не
столько органического повреждения или врожденного дефекта, сколько нужды в
чем-то, которая дает начало чувству морального возмущения. Ощущение моральной
неполноценности всегда указывает на то, что упущенный элемент является чем-то
таким, что, судя по этому чувству о нем, в действительности упускать не
следовало, или чем-то таким, что могло бы стать сознательным, если бы мы
достаточно потрудились. Чувство моральной неполноценности возникает не из
столкновения с общепринятым и, в известном смысле, произвольным нравственным
законом, а из конфликта с самим собой, который, по соображениям душевного
равновесия, требует восполнения дефицита. Всякий раз, когда появляется ощущение
моральной неполноценности, оно указывает не только на потребность
ассимилировать бессознательный компонент, но и на возможность такой ассимиляции.
Именно моральные качества человека, как последнее средство, заставляют его
либо путем прямого признания нужды, либо косвенно, через мучительный невроз,
ассимилировать бессознательную часть себя и поддерживать полную осведомленность.
Любой идущий вперед по пути осознания себя (self-realization) должен по
необходимости вводить содержания личного бессознательного в сознание, тем самым
расширяя сферу своей личности. Я хочу сразу же добавить, что это расширение
затрагивает, главным образом, наше моральное сознание, наши знания о себе, ибо
те содержания бессознательного, которые освобождаются и вносятся в сознание
посредством психоанализа, как правило, неприятны - в чем, собственно, и состоит
причина того, что эти желания, воспоминания, стремления, планы и т. д. были
некогда вытеснены из сознания. Все они относятся к содержаниям, которые
выявляются почти так же в ходе полной исповеди, хотя и в более ограниченном
объеме, Оставшееся раскрывается, как правило, при анализе сновидений, Часто
весьма интересно .наблюдать, как сновидения, постепенно и с величайшей
разборчивостью, добавляют к общей картине существенные штрихи. Совокупный
материал, таким образом добавляющийся в сознание, приводит к значительному
расширению умственного горизонта и углубленному самопознанию, которое, по
общему мнению, как ничто другое должно (бы) способствовать гуманизации человека
и воспитанию умеренности. Однако, оказывается, что познание - выделяющееся, по
предположению всех мудрецов, среди прочих мер самым эффективным воздействием и
наилучшими результатами - по-разному действует на различные характеры. В этом
отношении мы открываем много удивительных вещей в ходе практического анализа,
но о них у меня пойдет речь в следующей главе.
Как показывает мой пример с архаичным представлением о Боге, помимо личных
приобретений и принадлежностей бессознательное содержит, по-видимому, и другие
вещи. Моя пациентка совершенно не сознавала ни деривации "духа" от "ветра", ни
параллелизма между тем и другим. Это содержание не было продуктом ее мышления,
как впрочем и результатом заучивания. Критическое место в Новом завете ( ((
(((((( (((( (((( ((((() ("Дух дышит, где хочет" (греч.) [Иоан. 3:8), что,
вследствие семантической неопределенности фразы,
|
|