|
бразом актуализируется архетип, посредством
которого всегда, во все времена обозначались порядок, успокоение, излечение,
достижение целостности. Примечательно, что в нашу эпоху этот архетип выражается
в форме, не свойственной его прежним воплощениям, а именно - в форме вещи, в
форме технической конструкции, - как бы для того, чтобы избежать возмутительной
неуместности любой мифологической персонификации: ведь все, с виду связанное с
техникой, легко воспринимается современным человеком. Крайне непопулярная идея
метафизического вмешательства становится куда более приемлемой, если она
поддержана возможностями межпланетной навигации.
Правда, очевидная невесомость НЛО осмысливается с большим трудом; тем не менее
и для нее можно найти обоснование в том, что даже нашей современной физикой в
последнее время сделано множество открытий, граничащих с чудом. Почему бы не
предположить, что более высокоразвитым обитателям других планет удалось пойти
еще дальше и разработать способ преодоления силы тяжести и достижения скорости
света, а может быть и более высоких скоростей? В результате развития ядерной
физики в го.ловах несведущих людей воцарилась неопределенность, гораздо большая,
чем в головах самих физиков, и позволяющая ныне считаться с возможностью
существования вещей, которые еще вчера показались бы бессмысленными и
превосходящими всякую меру. Таким образом, НЛО без труда интерпретируются как
очередное чудо физики. Не могу здесь с чувством некоторой неловкости не
признаться, что в свое время я был убежден в неспособности любых предметов
тяжелее воздуха к полету; впоследствии мне было довольно трудно смириться с тем,
что это не так.
Итак, с одной стороны физическая природа НЛО содержит в себе много загадочного
даже для самых компетентных умов; с другой же стороны вокруг НЛО создается
настолько впечатляющая легенда, что, применяя к ней обычные методы
психологической интерпретации, мы должны считать само явление на 99%
порождением психической деятельности. Если даже непосредственной внешней
причиной рождения мифа становится неизвестный физический феномен, это вовсе не
обесценивает его психологической значимости: ведь сопутствующими причинами
возникновения многих мифов служат небесные и другие природные явления, которые,
однако, ничего в них не объясняют. По существу миф - это порождение архетипа,
то есть бессознательный символ, требующий психологической интерпретации. Для
первобытного человека любой предмет - хотя бы пустая консервная банка -может
обрести значение фетиша, но свойства консервной банки здесь ни при чем; важно
то, что мы имеем дело с явлением психического порядка.
Карл Густав Юнг (1875-1961) - один из властителей дум XX века, швейцарский
психиатр, психолог и мыслитель, наиболее выдающийся ученик 3. Фрейда, в
познании глубинной природы человеческого "Я" пошедший значительно дальше своего
знаменитого учителя.
Юнг начинал свою деятельность как верный последователь Фрейда, но очень скоро
между учителем и учеником • стали намечаться противоречия, которые завершились
драматическим разрывом в 1913 году; с тех пор Юнг стал одним из наиболее
значительных и, серьезных критиков фрейдизма, сумевшим противопоставить
последнему свою доктрину, отношение которой к фрейдизму сопоставимо с
отношением коперниковской астрономии к астрономии Птолемея или с отношением
физики Эйнштейна к физике Ньютона.
Основное расхождение между Фрейдом и Юнгом касается, отношения к природе
бессознательного. По Фрейду, сфера бессознательного - это вместилище
психического содержания, вытесненного из сознания в течение жизни индивидуума
(главным образом в детстве) в результате подавления различного рода комплексов
- преимущественно сексуальных. Отсюда неизбежно следует вывод, что практически
любые проявления психической деятельности, имеющие своим источником сферу
бессознательного, в конечном счете могут быть объяснены в терминах вытесненных
сексуальных комплексов.
Юнг отверг эту концепцию, лишающую бессознательное и, шире, всю психическую
субстанцию человека той ауры трансцендентности, которая ей свойственна, и
редуцирующую сложнейшие, трудноуловимые в своей глубинной сущности явления до
уровня подчеркнуто простых принципов, легко поддающихся рациональному
объяснению. Фрейдовскому психоанализу Юнг противопоставил свое учение, назвав
его, с явно полемическими намерениями, аналитической психологией. Центральной
идеей этого учения является идея коллективного бессознательного;
последнее, по сравнению с индивидуальным бессознательным, то есть вместилищем
комплексов, вытесненных в течение жизни индивида, представляет собой более
глубинный и несравненно более важный слой, в своей наиболее фундаментальной
части общий для всего человечества, хранящий генетическую память всего
человеческого рода
и врожденный каждому человеческому существу. Таким образом, коллективное
бессознательное в полном смысле слова трансцендентно человеческому "Я",
поскольку существует до и вне его; каждый отдельный индивид служит как бы
временным реципиентом этой всеприсутствующей, внеличной субстанции. Содержимое
коллективного бессознательного является сознанию в виде спонтанных образов и
символов (часто -вне осязаемой связи с тем, что реально занимает сферу сознания
данного индивида); за этими образами и символами угадываются контуры
универсальных структур, которые Юнг называет архетипами, 1
Юнговские архетипы - это те устойчивые формы, в которых существует коллективное
бессознательное. Их универсальная природа доказывается тем, что порождаемые ими
символические представления и мотивы с удивительным постоянством повторяются в
снах, видениях, фантазиях и галлюцинациях совершенно различных людей при
совершенно различных обстоятельствах, а также в мифах совершенно различных
народов, в том числе и заведомо не имев
|
|