|
и, а также
оберегает ее, защищая от внешних воздействий и примиряя внутренние противоречия,
она представляет собой подлинный символ индиви-дуаций (обретения личностью
самой себя); в этом своем качестве она была известна уже средневековым
алхимикам. В те времена душе приписывалась форма шара, по аналогии с мировой
душой платоновской философии; тот же символ можно встретить в сновидениях
современного человека. Углубляясь в многовековую историю символа, мы пр'иходим
к пространствам "по ту сторону небес", где, согласно Платону, пребывают "идеи"
всех вещей. Таким образом, ничто не противоречит "наивной" интерпретации,
согласно которой НЛО репрезентируют "души".
Конечно, НЛО не отражают нашей современной концепции души; они скорее воплощают
непроизвольный, архетипический, даже мифологический образ некоего обобщенного
круга, выражающего целостность индивидуума и рожденного сферой бессознательного.
Я описал и определил этот спонтанный образ как символическую репрезентацию
понятия Самость, Означающего целостность человеческого существа - целостность,
которая складывается из сознания и бессознательного. Впрочем, я не единственный
автор, предлагающий подобную интерпретацию, ибо уже герметическая философия
средневековья пришла к весьма похожим выводам. Архетипическая природа этой идеи
подтверждается ее частыми спонтанными выходами "на поверхность" у современного
человека, который, безусловно, не имеет представления о данной традиции -
впрочем, как и его окружение. Даже те,"-кто обладает кое-какими познаниями,
никогда не осмелились бы подумать, что их детям во сне является нечто из
области герметической философии. В данной области царит настолько глубокое и
всеобщее невежество, что ни о какой преемственности мифологической традиции не
может быть речи.
Рассматривая округлые светящиеся небесные тела как разновидность видений, мы
должны интерпретировать их как архетипические образы. В них следует видеть
непроизвольные проекции, основанные на инстинктивном ментальном автоматизме, и
эти проекции (впрочем, как и любые другие психические проявления и симптомы) не
должны трактоваться как пустяки, лишенные смысла и возникшие в результате
простой случайности. Всякому, кто знает историю и психологию, известно, что
символы округлой формы (rotundum на языке алхимиков) играли существенную роль
везде и во все времена; к примеру, в нашей культурной сфере они обозначали не
только душу - о чем уже говорилось, - но и образ Бога: Deus est circulus cujus
centrum est ubique, cujus circumferentia vero nusquam (Бог - это круг, чей
центр везде, а окружность -нигде). "Бог" - всезнающий, всемогущий, вездесущий
(Единое, Вселенная), всеобщий символ целостности, - это нечто округлое, полное
и совершенное. Традиционно "эпифании" (явления Бога) представлялись в
сопровождении огня и света. Таким образом, в древности НЛО были бы с легкостью
восприняты как явления существ божественного происхождения.
НЛО - это впечатляющий образ целостности: простая округлая форма этих объектов
удачно воплощает архетип, играющий, как мы знаем, главную роль в объединении
несовместимых с виду противоположностей; вот почему форма НЛО наилучшим образом
компенсирует беспорядочность, раздробленность современной жизни. Более того -
этот архетип имеет принципиальное значение в ряду других архетипов, ибо он
упорядочивает хаотические состояния и сообщает личности максимально возможные
единство и целостность. Он творит образ великой личности. Богочеловека,
исконного человека или Антро-поса, шень-жэня (кит.: "истинный" или "цельный
человек"), Илии, призывающего небесный огонь и возносящегося в небо на огненной
колеснице (Мессия, догматически отождествляемый,с Христом, имеет в лице Илии
своего предтечу) и, наконец, мусульманского Хадира, который, со своей стороны,
параллелен Илии, так как он нисходит на Землю в качестве персонификации Аллаха.
[Одна из популярнейших фигур мусульманской традиции, бессмертный мудрец и
покровитель мореплавателей, обычно отождествляемый с "рабом Аллаха" (см. Коран,
18, 59-81); по преданию являлся наставником многих пророков, в том числе и
Мухаммада].
Нынешняя ситуация в мире как нельзя лучше способствует тому, чтобы возбудить
надежду на явление внеземного порядка, разрешающее скрытые конфликты. Если
подобная надежда и не формулируется слишком явно, то только потому, что в наше
время уже никто, по сути, не придерживается философии прошедших веков, согласно
которой вмешательство с неба принималось как нечто само собой разумеющееся. Мы
уже достаточно отдалились от метафизической определенности, свойственной
мировоззрению Средних Веков - но все-таки не настолько далеко, чтобы из
историко-психологического фона нашей жизни смогли вытравиться любые
метафизические надежды. В нашем сознании доминирует воля к рациональной ясности,
презирающая любые "оккультные" тенденции, однако последние уверенно
обнаруживают себя в сфере бессознательного.
Конечно, сейчас осуществляются отчаянные попытки оживить христианскую веру, но
попытки эти не касаются
возможности вновь, как и прежде, достичь такого ограничения образа мира, при
котором сохранилось бы место для метафизического вмешательства; речь идет об
оживлении традиционной религиозности, но без настоящей христианской веры в
потустороннее и надежды на близкий конец света, призванный окончательно и
бесповоротно исправить прискорбную ошибку, каковой явился акт творения. Вера в
"посюстороннее", в человеческое могущество обрела статус практической истины,
все еще не поколебленной - несмотря на все уверения в обратном..
Подобная позиция подавляющего большинства создает как нельзя более подходящую
основу для появления проекции: скрытое содержимое бессознательного, несмотря на
всю рационалистическую критику, выплескивается на поверхность в форме
символических по своему содержанию слухов, сопровождаемых и подкрепляемых
соответствующими видениями; таким
|
|