|
их между собой никаких контактов.
Архетипические структуры коллективного бессознательного постоянно и активно
воздействуют на сознание и играют решающую роль в его формировании.
Человеческое "Я" бессильно предотвратить этот процесс; но оно в силах обратить
его себе во благо при условии, что оно научится адекватно воспринимать сигналы,
посылаемые ему со стороны таинственной и непознаваемой стихии коллективного
бессознательного, и сможет, благодаря целенаправленным усилиям, интегрировать
их в себя и таким образом сформировать себя как гармоничную целостность.
Процесс преодоления конфликтов и антагонизма между различными составляющими
психической субстанции человека/ процесс интеграции архети-пического
содержимого в сферу сознания, то есть процесс обретения личностью самой себя
Юнг называет индивид уацией. Высшая цель процесса индивидуации -достижение
Самости. "Самость" для Юнга - осуществленная целостность, квинтэссенция "Я",
один из важнейших -архетипов, в символической форме наиболее часто выражаемый
фигурами круга, квадрата или креста, а особенно круга, разделенного на 4 части
посредством креста или квадрата; эта последняя конфигурация, всегда служившая
для Юнга одним из излюбленных предметов анализа, известна под древнеиндийским
названием "мандала".
Предметом постоянного научного интереса Юнга служили такие явления в истории
духовной жизни человечества, в которых с особой силой и интенсивностью
выражалось это стремление сознания к единению с содержимым трансцендентного
мира, то есть мира, всегда обладавшего для человека мистической
притягательностью, ускользавшего от каких бы то ни было попыток рациональною
объяснения, испокон веков бывшего объектом мифотворчества, и благодаря Юнгу
идентифицированного также как субъект мифотворчества - как коллективное
бессознательное. К явлениям подобного рода относятся эзотерические культы
древности, раннехристианские гностические ереси, средневековая алхимия; в них,
за покровом трудно поддающихся расшифровке фантастических представлений,
образов, видений и рецептов усматриваются специфические формы проявления
универсальных мотивов, связанных с архетипом Самости. Явлением того же порядка
Юнг считает и современный миф ^ миф о неопознанных летающих объектах, анализу
которого посвящена одна из последних крупных работ исследователя,
опубликованная в 1958 году.
Логика юнговского учения однозначно приводит к выводу, что мифотворчество - это
непрерывный процесс, свойственный человеку во все времена; в нашу эпоху мифы
создаются посредством того же универсального социально-психологического
механизма, что и в далеком прошлом. Взаимодействуя с глубинными,
архетипически-ми структурами коллективного бессознательного, ассимилируя и
актуализируя их, сознание вырабатывает мифологические представления,
"привязанные" к соответствующим месту и времени. Этот феномен мифологизации
реалий окружающего мира, благодаря которому абстрактные структуры коллективного
бессознательного обретают KoHKpt;3' ^ю, понятную и приемлемую для членов
соответствующего коллектива форму, Юнг называет Проекцией. Сугубо современная
разновидность проекции -взаимодействие структур коллективного бессознательного,
сгруппированных вокруг архетипа Самости, с реалиями эры воздухоплавания и
фантастических возможностей, открывшихся в связи с освоением космоса, - и
породила миф о НЛО. Исследуя этот миф. Юнг выказывает в лучшем случае очень
умеренный интерес к проблеме действительного существования подобных объектов;
он вполне удовлетворяется гипотезой, что, по-видимому, в небе иногда на самом
деле появляется нечто не совсем понятной природы. По-настоящему важное значение
для него имеет топько способность этого "нечто" - чем бы оно ни являлось с
физической, материальной точки зрения, - служить объектом проекции, то есть
"запускать" механизм мифотворчества, который дальше функционирует уже по своим
собственным, имманентным законам.
Современный человек, по Юнгу, утратил истинную веру в трансцендентное (даже
христианская вера, с точки зрения Юнга, излишне рационалистична в своих
исходных принципах, не говоря уже о нынешнем ее состоянии); он придает слишком
большое значение сфере сознания, всячески стремится к одностороннему развитию
той или иной из ее дифференцированных функций, что равносильно недооценке
импульсов, идущих из трансцендентной по отношению' к "Я" сферы бессознательного,
и в итоге ведет к трагическому расщеплению психической субстанции, то есть к
утрате Самости. Цивилизованный человек нашего времени подвержен комплексу,
который Юнг называет инфляцией (психической): в юнговской терминологии это
слово означает чрезмерное преувеличение значимости собственного "Я", гордыню;
потрясающие воображение успехи современной науки, дополнительно усиливающие
тенденцию к гипертрофированному развитию сознания, служат как нельзя более
эффективным катализатором роста психической инфляции, Но в момент, когда та или
иная из дифференцированных функций сознания в своем развитии перерастает
некоторый оптимум, включаются компенсаторные механизмы бессознательного,
которые подпитывают психическую субстанцию содержимым, имеющим прямо
противоположную направленность; таким образом пораженное в своих законных
правах бессознательное мстит охваченному инфляцией "Я", исподволь, с крайне
болезненными для этого "Я" результатами внушая ему ощущение униженности и
ничтожества перед лицом представленной сферой бессознательного трансцендентной
стихии. Миф о НЛО, по Юнгу, вызван к жизни именно подобным компенсаторным
механизмом коллективного бессознательного. "Небесные знамения", принявшие облик
НЛО, в специфичной для эпохи научно-технического прогресса форме напоминают
человеку о том трансцендентном мире, вера в который в духовном обиходе
современности, казалось бы, должна быть полностью вытеснена успехами позитивных
наук.
Но "небесные знамения" - это не просто средство, выработанное коллективным
бессознательным для "шокового" лечения современного человека от психической
инфляции. Неслучайно в
|
|