Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
емной сферы и "вознесения" их в духовную 
сферу. Эта тенденция происходит из стремления реализовать слова Христа: 
"Царство мое не от мира сего". Таким образом, земная жизнь, мир и тело человека 
были силами, которые необходимо было преодолеть. Тем самым надежды 
средневекового человека обращались к потустороннему миру, потому что обещанное 
праведникам свершение всех желаний виделось только в раю.
 Это стремление достигло апогея в средние века и особенно в мистицизме того 
времени. Надежды на лучшую загробную жизнь находили отражение не только в 
смещении ввысь центра креста. Они проявлялись также в увеличении высоты 
готических соборов, которые, казалось, стремились бросить вызов закону 
тяготения. Их крестообразная планировка имела в основе удлиненный латинский 
крест, тогда как баптистерии с купелью в центре имели в плане истинную мандалу.
 С наступлением Ренессанса, в человеческом мировоззрении стали происходить 
революционные изменения. Движение "вверх" (достигшее апогея в позднем 
средневековье) пошло в обратном направлении: человек повернулся к земле. Он 
вновь открыл красоты природы и тела, совершил кругосветное путешествие и 
доказал, что земной шар имеет форму сферы. Законы механики и логики стали 
основами науки. Мир религиозных чувств, иррационального и мистического, 
игравший такую важную роль в средневековую эпоху, все больше и больше 
затмевался триумфом логического мышления.
 Аналогичным образом и искусство стало более реалистичным и чувственным. Оно 
порвало с религиозной тематикой, обязательной для средних веков, и охватило 
весь видимый мир. Оно преисполнилось многообразием земли, ее великолепием и 
ужасом, и стало тем, чем раньше было готическое искусство - настоящим символом 
духа эпохи. Следовательно, вряд ли можно считать случайной и перемену, 
происшедшую в церковном строительстве. Контрастом взмывающим ввысь готическим 
соборам стали строения сферического типа. Круг заменил латинский крест. Однако 
перемена формы, что немаловажно для истории символов, была вызвана 
эстетическими, а не религиозными причинами. Именно это является единственно 
возможным объяснением того факта, что центр таких сферических храмов (самое 
"святое" место в церкви) обычно пуст, а алтарь находится в нише стены вдали от 
центра храма. По этой причине их план нельзя признать соответствующим подлинной 
мандале. Важным исключением является собор Святого Петра в Риме, построенный по 
проектам Браманте и Микеланджело, алтарь которого расположен в центре. Правда, 
здесь возникает соблазн приписать это исключение гениальности архитекторов, ибо 
гений всегда и принадлежит своей эпохе, и превосходит ее.
 Несмотря на значительные перемены, принесенные Ренессансом в искусство, 
философию и науку, центральный символ христианства остался неизменным. Христос 
по-прежнему, как и в наши дни, изображался на латинском кресте. Это означало, 
что средоточие религиозного человека осталось зафиксировано на более высоком, 
более духовном плане, чем у земного человека, вернувшегося к природе. Таким 
образом у человека возник барьер между традиционной христианской духовностью и 
его чисто рациональной или интеллектуальной манерой мыслить. С того времени эти 
две стороны современного человека так и не соединились. На протяжении столетий 
это разделение, несмотря на все большее проникновение в законы природы, 
постепенно расширялось и до сих пор раскалывает психику христиан Запада.
 Конечно, приведенный здесь краткий исторический обзор слишком упрощен. Более 
того, он не касается тайных религиозных движений вне христианства, принимавших 
во внимание в своих верованиях то, что обычно игнорировалось большинством 
христиан - проблему зла, хтонического (или земного) духа. Такие движения всегда 
были в меньшинстве и редко оказывали сколько-нибудь заметное влияние на общие 
процессы. Для христианской духовности они являлись своего рода аккомпанементом 
в контрапункте, что и определяло их значение.
 Наряду со многими сектами и движениями, возникшими примерно в 1000-м году 
нашей эры, важную роль сыграли исследователи-алхимики. Они превозносили тайны 
материи и ставили их в один ряд с тайнами "небесного" духа христианства. Целью 
их поисков была целостность человека, охватывающая дух и тело, и они изобрели 
тысячи имен и символов для нее. Одним из важнейших был символ "квадратуры 
круга", который является не чем иным, как истинной мандалой.
 Алхимики не только описывали результаты своих исследований, но и создали 
множество картин, представляющих их сны и видения - символические изображения, 
которые настолько же сложны, насколько загадочны Их вдохновляли темные стороны 
природы - зло, сны, духи земли. По форме их сочинения и картины всегда были 
загадочными и нереальными - подобно снам. Великий фламандский художник XV 
столетия Иероним Босх - наиболее яркий представитель такого рода имажинистского 
искусства для нас.
 Наряду с ними художники Ренессанса, работая в более привычной манере, так 
сказать, при свете дня, создавали замечательнейшие произведения сенсуального 
искусства. Их очарование землей и природой было настолько глубоко, что оно 
практически предопределило развитие изобразительного искусства на следующие 
пять столетий. Последними великими представителями сенсуального искусства, 
искусства преходящего момента, наполненного светом и воздушностью, были 
импрессионисты XIX века.
 Здесь следует отличать две совершенно различные формы художественного 
творчества. Предпринималось много попыток охарактеризовать их. Недавно Герберт 
Кун, чьи работы о наскальных рисунках я уже упоминала, попробовал определить то,
 что он называет "имажинистским" и "сенсуальным" стилями в живописи. 
Сенсуальный стиль обычно непосредственно воспроизводит природу или избранны
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-