|
объект. Тогда как имажинистский стиль представляет фантазию или впечатление
художника в нереалистической, сходной со сном, а иногда даже абстрактной манере.
Определения Куна настолько просты, что я с удовольствием пользуюсь здесь ими.
Зачатки имажинистского искусства рассеяны далеко в глубине веков. В
Средиземноморском бассейне его расцвет относится к третьему тысячелетию до
нашей эры. И только недавно стало ясно, что эти древние памятники искусства не
свидетельствуют о некомпетентности или невежестве, а выражают вполне
определенные религиозные и духовные эмоции их создателей, которые особенно
притягательны в наши дни, поскольку за последние полвека искусство еще раз
прошло через период "имажинизма".
В наше время геометрический (или абстрактный) символ круга вновь стал играть в
живописи важную роль. Но за некоторыми исключениями его традиционная форма
претерпела существенную трансформацию, соответствующую недугу бытия
современного человека. Круг не является больше единственной смысловой фигурой,
охватывающей мир и доминирующей в картине. Иногда художник заменяет его
доминирующее положение слабо организованной группой кругов. Иногда же круг
рисуется асимметричным.
Пример асимметрии круга можно видеть в известных солнечных дисках французского
художника Робера Делоне. А на одной из картин современного английского
художника Сери Ричардса, находящейся сейчас в коллекции д-ра Юнга, изображен
совершенно асимметричный круг, причем далеко слева от него виден значительно
меньший пустой круг.
На картине французского художника Анри Матисса "Натюрморт с вазой настурций" в
центре изображена зеленая сфера на изгибающемся черном луче, который как будто
вбирает в себя многочисленные круги листьев настурции. Сфера перекрывает собой
прямоугольную фигуру, верхний левый угол которой свернут. Художественное
совершенство картины заставляет забыть, что в прошлой манере живописи эти две
геометрические фигуры (круг и квадрат) были бы непременно объединены, что
передавало бы целую гамму мыслей и чувств. Если же не забывать об этом или
задуматься о значении именно такого изображения, то возможны самые разные
варианты толкования. Круг и квадрат, испокон веков образовывавшие единое целое,
на этой картине разъединены. Но оба они находятся там и касаются друг друга.
На картине русского художника Василия Кандинского, изображена группа
разбросанных цветных мячей и кругов, которые напоминают плывущие мыльные пузыри.
Они также тонко соотнесены с фоном - большим прямоугольником с двумя
маленькими, почти квадратными прямоугольниками, содержащимися в нем. На другой
его картине "Несколько кругов" изображена темная туча (а может быть, падающая
птица?), которая также несет разбросанную группу ярких шаров или кругов.
Круги часто появляются в неожиданных сочетаниях на таинственных композициях
английского художника Пола Нэша. В первозданной уединенности пейзажа,
изображенного на картине "Случай на холмах", на правом переднем плане лежит мяч.
Хотя это явно теннисный мяч, рисунок на его поверхности образует китайский
иероглиф вечности "Тай-ги-ту". Таким образом уединенность оборачивается новой
стороной. Нечто подобное происходит в картине Нэша "Пейзаж из сна". Исчезая из
виду, шары катятся в неохватную перспективу отражающегося в зеркале пейзажа с
огромным солнцем, встающим над горизонтом. Другой шар лежит на переднем плане
перед грубым квадратным зеркалом.
В своем рисунке "На грани понимания" швейцарский художник Пауль Клее помещает
простое изображение сферы или круга сверху сложной структуры из лестниц и линий.
Д-р Юнг отмечал, что истинный символ появляется лишь тогда, когда надо
выразить нечто, не охватываемое мыслью, а лишь предугадываемое или ощущаемое.
Это и показывает простая фигура, изображенная Клее.
Важно отметить, что квадрат, группа прямоугольников и квадратов или
прямоугольников и ромбов встречаются в современной живописи так же часто, как
круг. Мастером гармонических, поистине музыкальных композиций с квадратами
является голландский художник Пит Мондриан. Как правило, во всех его картинах
нет настоящего центра, но они образуют строго упорядоченное единство почти в
аскетической манере. Еще более распространенными являются картины других
художников с изображением неправильных четырехэлементных композиций или
многочисленных прямоугольников, скомбинированных в более или менее увязанные
группы.
Круг - это символ психики (даже Платон описывает психику как сферу). Квадрат и
нередко прямоугольник являются символами земной материи, тела и реальности. В
большинстве произведений современного искусства связь между этими двумя
изначальными формами или вообще отсутствует, или слаба и случайна, Их
разделение - это еще одно из символических свидетельств психического состояния
человека XX столетия, душа которого утратила корни, и ей все больше угрожает
опасность диссоциации. Даже современная международная ситуация (как отмечал д-р
Юнг в своей вступительной главе) демонстрирует очевидность раскола: Запад и
Восток разделены Железным занавесом.
Вместе с тем, нельзя не задуматься, почему в живописи так часто появляются
квадрат и круг. Похоже, что существует непрерываемое психическое стремление
довести до сознания людей основные ценности жизни, которые они символизируют.
Более того, даже на некоторых из современных абстрактных картин (обычно
представляющих цветовую структуру или что-то вроде "первичной материи") стали
изредка попадаться эти фигуры - будто зародыши нового. Символ круга не раз
играл курьезную роль в самых разнообразных явлениях современной жизни, и порой
продолжает играть ее. В последние годы второй мировой войны возникли слухи о
якобы виденных круглых летающих телах, названных "летающими тарелками" или НЛО
(неопознанные летающие объекты). Юнг охарактеризовал НЛО как проекцию
содержимого психики (целостности), которое во все времена символизировалось
кругом. Другими словами, слухи о подобных видениях, как и содержание многих
снов современных лю
|
|