Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
еком каменной эпохи 
архетипического внутреннего образа, который он отображал в своих рисунках с той 
же добросовестностью, что и образы быков, газелей или диких лошадей.
 В христианском искусстве можно обнаружить немало изображений мандалы. Например,
 нетрадиционное изображение Девы Марии в центре круглого дерева, 
символизирующего неопалимую купину. Наиболее распространенными мандалами в 
христианском искусстве являются те, где Христос изображен в окружении четырех 
евангелистов. Их прототипами являются древнеегипетские изображения бога Гора и 
его четырех сыновей.
 В архитектуре мандала также играет важную роль, но ее часто не замечают. Она 
входит в план как мирских, так и культовых сооружений почти во всех 
цивилизациях. Она применялась в древнегреческом, средневековом и даже в 
современном городском планировании. Классический пример этого мы находим в 
записях Плутарха об основании Рима.
 Согласно Плутарху, Ромул послал за строителями из Этрурии, и те объяснили ему 
по священным канонам и писаным правилам все церемонии, которые необходимо было 
соблюдать при строительстве так же, как и при исполнении мистерий. В первый 
день они вырыли круглую яму в том месте, где в настоящее время стоит Комиция, 
или здание Народного собрания; в эту яму они бросили символические 
жертвоприношения из земных плодов. Затем каждый человек кинул туда щепотку 
земли из тех мест, где родился. Яму назвали "мундус" (что означает "космос"). 
Вокруг ямы Ромул с помощью плуга, в который запрягли быка и корову, очертил 
границу города. В тех местах, где планировались ворота, плуг поднимался и 
проходил над землей.
 Город, основанный во время этой торжественной церемонии, имел форму круга. 
Однако древнее и известное описание Рима гласит, что он был "квадратным" 
городом - urbs quadrata. Согласно одной теории, пытающейся снять противоречие, 
значение слова "quadrata" следует понимать как "состоящий из четырех частей", 
имея в виду, что круглый город был разделен на четыре части двумя главными 
уличными артериями, проходящими с севера на юг и с запада на восток, точка 
пересечения которых совпадала с описанным Плутархом "мундусом".
 Согласно другой теории, это противоречие следует понимать символически, а 
именно как наглядное изображение математически неразрешимой задачи квадратуры 
круга, которой много занимались греки и которая сыграла в последующем 
значительную роль в алхимии. Довольно странно, что перед описанием церемонии 
очерчивания Ромулом круга при основании города Плутарх также называет Рим "Roma 
quadrata" - "квадратным городом". Для него Рим был одновременно и кругом и 
квадратом.
 В каждой из теорий фигурирует истинная мандала, и это увязывается с 
утверждением Плутарха о том, что церемония закладки города сравнивалась 
этрусками с исполнением мистерий, то есть воспринималась как священный ритуал. 
Она имела более глубокий смыл, чем простое следование внешней форме. Благодаря 
планировке, в основе которой лежит мандала, город с его жителями возносится 
выше чисто мирской сферы. Это еще более подчеркивается тем фактом, что у города 
есть центр - "мундус", связывающий город с "другим миром" - обителью духов 
предков. ("Мундус" был накрыт большим камнем, называвшимся "камень души". В 
определенные дни камень отодвигали, и тогда, гласит предание, души мертвых 
поднимались из ямы).
 Ряд средневековых городов был спланирован на основе мандалы и окружался по 
возможности круглой стеной. Рим, например, разделялся на кварталы двумя 
главными уличными магистралями, выходившими к четырем воротам. В месте 
пересечения этих улиц стоял храм или кафедральный собор. Концепция 
средневекового города с его кварталами была вдохновлена образом Небесного 
Иерусалима (из Апокалипсиса). Его планировка была квадратной, а стены 
оснащались воротами - по три с каждой стороны. Однако в Иерусалиме не было 
храма в центре, поскольку в этом священном городе Бог присутствовал повсюду. 
(Планировка города в форме мандалы до сих пор не вышла из моды, о чем 
свидетельствует планировка столицы США).
 Как в античную эпоху, так и до нее использование мандалы в плане городов при 
их закладке никогда не диктовалось соображениями эстетики или экономичности. 
Речь шла о преображении города в упорядоченный космос, священное место, 
связанное своим центром с потусторонним миром. Подобное преображение 
соответствовало жизненным ощущениям и потребностям верующего человека того 
времени.
 Любое священное или мирское здание, имеющее в плане мандалу, является 
проекцией архетипического образа человеческого подсознания на внешний мир. 
Город, крепость и храм стали символами психической цельности и тем самым 
оказывают определенное воздействие на человека, пришедшего туда или 
проживающего там. (Вряд ли есть необходимость подчеркивать, что даже в 
архитектуре проецирование духовного содержания было чисто подсознательным 
процессом. "Такие вещи нельзя придумать, - писал д-р Юнг, - они вырастают вновь 
из забытых глубин, как результат ярчайшего озарения сознания и благороднейшего 
предчувствия духа, уникальным сплавом нынешнего сознания и многовекового опыта 
человечества").
 Центральным символом христианского искусства является не мандала, а крестили 
распятие. Вплоть до эпохи Каролингов обычной формой креста был равносторонний 
или греческий крест, что косвенно намекало на мандалу. Но с течением времени 
центр креста перемещался вверх, пока крест не обрел привычную для наших дней 
латинскую форму - со стойкой и поперечиной. Это изменение важно потому, что оно 
соответствует внутреннему развитию христианства вплоть до расцвета 
средневековья. Попросту говоря, оно символизировало тенденцию удаления 
средоточия человека и его веры от 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-