Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
" искажается, и в обоих случаях необходимым условием целостной 
и полной жизни является приятие животной части души. Первобытный человек должен 
укротить в себе животное и превратить его в помощника, тогда как цивилизованный 
человек должен оздоровить в себе животное начало и подружиться с ним.
 Другими авторами этой книги было рассмотрено значение символов камня и 
животных в сновидениях и мифах. Я же использовала их лишь в качестве общего 
примера по истории возникновения в искусстве, особенно религиозном, неувядающих 
образов. Рассмотрим же аналогичным образом наиболее мощный и универсальный 
символ - круг.
 
 Символ круга
 Д-р М.-Л. фон Франц определила круг или сферу как символ Самости. Он выражает 
целостность психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения между 
человеком и всей природой. Где бы ни появился символ круга: в примитивном 
культе солнца или в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, 
нарисованных тибетскими монахами, в градостроительных планах городов или в 
сферических построениях древних астрономов, - он всегда указывает на 
единственный наиболее существенный аспект жизни - ее абсолютную завершенность.
 Один индийский миф о мироздании повествует, что бог Брахма, стоя на огромном 
тысячелепестковом лотосе, охватывал взглядом сразу четыре стороны света. Такой 
четырехсторонний обзор с круга лотоса был своего рода предварительной 
подготовкой, необходимым определением местоположения перед началом работы по 
созданию мира.
 Аналогичная история рассказывается и о Будде В момент его рождения с земли 
поднялся цветок лотоса, Будда встал на него, чтобы обозревать пространство в 
десяти направлениях (в данном случае лотос был восьмилепестковый; Будда смотрел 
также вверх и вниз, что и дало в сумме десять направлений). Это символическое 
описание одновременного всеохватывающего обзора было кратчайшим способом 
показать, что Будда с самого рождения был уникальной личностью, которой на роду 
было написано стать просветленной. На его личность и дальнейшую жизнь уже легла 
печать завершенности.
 Пространственную ориентацию, осуществляемую Брахмой и Буддой, можно 
рассматривать как символ потребности человека в психической ориентации. Четыре 
функции сознания, описанные д-ром Юнгом - мышление, осязание, интуиция и 
ощущение, - дают человеку возможность воспринимать впечатления о мире, 
поступающие изнутри и извне. Именно посредством этих функций он постигает и 
накапливает свой опыт. Благодаря этим функциям он способен реагировать. 
Наблюдение Брахмы за вселенной в четырех направлениях символизирует 
необходимость для человека интеграции этих четырех функций. (В искусстве круг 
часто бывает восьмидольным. Это отражает такое взаимное наложение четырех 
функций сознания, при котором появляются еще четыре промежуточные функции, 
например мышление, дополненное осязанием или интуицией, или осязание, ведущее к 
ощущению).
 В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока четырех- или 
восьмидольный круг обычно лежит в основе религиозных образов, являющихся 
инструментами медитации. Это особенно характерно для тибетского ламаизма, где 
богато разукрашенные мандалы играют важную роль. Как правило, они представляют 
космос и его связь с божественными силами.
 Однако большинство изображений для медитации на Востоке имеют чисто 
геометрическую структуру, которую называют "янтра". Помимо круга, самый 
распространенный мотив янтры - это два пересекающихся треугольника, из которых 
один расположен вершиной вверх, а другой вершиной вниз. Традиционно эта форма 
символизирует союз Шивы и Шакти - мужского и женского божеств, и часто 
встречается также в бесчисленных вариациях в скульптуре. В терминах 
психологической символики она выражает единство противоположностей - союз 
личного, переходящего мира эго с безличностным и вечным миром не-эго. В 
конечном счете этот союз является целью всех религий, фактически, это союз души 
с богом. Два взаимопересекающихся треугольника несут символическую нагрузку, 
сходную со значением более распространенной мандалы в форме круга. Они 
представляют целостность психики или Самость, для которой сознание и 
подсознание являются равно значимыми составными частями.
 И составленные из треугольников янтры, и скульптуры, изображающие союз Шивы и 
Шакти, подчеркивают напряженность, существующую между двумя противоположностями.
 Вот почему для них зачастую характерен ярко выраженный эротический и 
эмоциональный заряд, динамичность которого олицетворяет процесс создания или 
сотворения целостности. Тогда как четырех- или восьмидольный круг символизирует 
целостность как таковую, как уже существующую реальность.
 Абстрактный круг фигурирует также в картинах дзен-буддизма. Характеризуя 
картину "Круг" знаменитого дзен-буддистского священника Сангай, другой художник 
этого же течения писал: "В секте Дзен круг представляет озарение. Он 
символизирует совершенство человека".
 Абстрактные мандалы были характерны также и для европейского христианского 
искусства. Это замечательно подтверждают украшенные розами окна кафедральных 
соборов, олицетворяющие человеческую Самость, перенесенную на космический план. 
(Космическая мандала в образе сияющей белой розы явилась в видении Данте). 
Можно рассматривать как мандалу нимбы Христа и христианских святых на иконах. 
Во многих случаях нимб Христа разделен на четыре части, что напоминает о его 
страданиях как Сына Человеческого и смерти на кресте, и одновременно 
символизирует исключительную завершенность его личности. На стенах 
древнеримских церквей иногда можно встретить абстрактные круглые фигуры. 
Возможно, их происхождение относится к языческим временам.
 В не христианском искусстве такие круги называют "солнечными колесами". Они 
попадаются в наскальных изображениях эпохи неолита, то есть еще до изобретения 
колеса. Как отмечал Юнг, термин "солнечное колесо" отражает только внешний 
аспект изображения. Важнее, однако, было восприятие чело
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-