|
оходящую до отождествления, между туземцем и его тотемным животным (или
"лесной душой"). Существуют специальные церемонии, инициирующие эту связь,
например ритуалы посвящения для мальчиков. Мальчик вступает в обладание своей
животной душой и одновременно приносит в жертву свое собственное животное бытие
путем обрезания. Этот двойной процесс позволяет ему вступить в тотемный клан и,
одновременно, - в связь со своим тотемным животным. Более того, он становится
мужчиной, а в более широком смысле-человеком вообще.
Жители восточного побережья Африки считают необрезанных мальчиков животными.
Такие мальчики не обрели душу тотема, поскольку не принесли в жертву свое
животное начало. Другими словами, так как ни человеческая, ни животная стороны
души не определились у не прошедших обрезание мальчиков и не осознаны ими,
считается, что у них доминирует животное начало.
Животная сторона обычно символизирует изначально инстинктивную природу мужчины.
Даже цивилизованные люди должны понимать силу своих инстинктивных влечений и
свою беспомощность перед эмоциями, автономно возникающими в подсознании. Это
еще более верно для первобытных людей,
чье сознание недостаточно развито и которые еще менее готовы противостоять
эмоциональным порывам. В первой главе, там где д-р Юнг разбирает, как у
человека развивалась способность осмысления происходящего, был приведен пример
африканца, впавшего в ярость и убившего своего любимого сынишку. Когда этот
человек пришел в себя, он был преисполнен горя и угрызений совести за содеянное.
В данном случае из подсознания вырвался и проделал свою смертоносную работу
негативный импульс, преодолевший волю сознания. Животное-демон - это крайне
экспрессивный символ такого импульса. Четкость и конкретность символа дает
человеку возможность относиться к нему как к представителю всепоглощающей силы
в самом себе. Он боится ее и стремится умиротворить путем жертвоприношений и
ритуалов.
Большое количество мифов связано с верховными животными, которых необходимо
принести в жертву ради плодородия или даже ради сотворения мира. Например, при
заклании быка персидским богом солнца Митрой из его крови возникает земля со
всем ее изобилием и плодородием. В христианской легенде о Святом Георгии,
поражающем дракона, вновь проявляется первобытный ритуал жертвенного убийства.
В религиях и в религиозном искусстве практически всех континентов имеются
случаи почитания богов в облике животных или наделения божеств атрибутами
животных Древние жители Вавилона перенесли своих богов на небеса в виде знаков
Зодиака: овна, быка, краба, льва, скорпиона, рыб и т.д Египтяне изображали
богиню Хатор в образе женщины с коровьей головой, бога Амона - в образе мужчины
с бараньей головой, а бога Тота - в образе человека с головой ибиса или в -виде
павиана. Ганеша - индийский бог удачи - имеет человеческое тело и голову слона,
бог Вишну изображается в образе кабана, а бог Хануман - в образе обезьяны и т.
д (Индусы, кстати, не ставят на первое место человека в иерархии живых существ:
слон и лев стоят в ней выше человека).
Греческая мифология наполнена символикой, связанной с животным миром. Отец
богов, Зевс, желая покорить сердце девы, обычно принимал обличье лебедя, быка
или орла. В германской мифологии кот-священное животное богини Фрейи, тогда как
кабан, ворон и лошадь являются представителями Водана.
Образы животных играют удивительно большую роль даже в христианстве Три
евангелиста символизируются следующими животными: Святой Лука - быком, Святой
Марк - львом и Святой Иоанн - орлом, и лишь четвертый - Святой Матфей -
изображается в виде либо просто мужчины, либо ангела. Сам Христос символически
предстает в образе агнца божьего или рыбы, а также в образе змеи, вознесенной
на крест, льва и, в редких случаях, единорога. Животные атрибуты Христа
показывают, что даже сыну Бога (высшая персонификация человека) животное начало
необходимо не менее, чем духовное. Мы чувствуем, что дочеловеческое, как и
сверхчеловеческое, должно относиться к божественному; взаимосвязь этих двух
сфер прекрасно символизируется рождественским сюжетом о младенце Христе в яслях
среди ягнят.
Широкое распространение образов животных в религии и искусстве всех времен не
просто акцентирует важность этого вида символов - оно показывает, как важно для
человека сделать инстинкты (составляющие психическое наполнение этой символики)
составной частью своей жизни. Само по себе животное не является хорошим или
плохим. Оно - часть природы и не может желать того, что не свойственно природе.
Другими словами, оно повинуется своим инстинктам. Эти инстинкты часто кажутся
нам загадочными, но у них имеется параллель в человеческой жизни: в основе
человеческой натуры тоже лежит инстинкт.
Однако животное начало человека, обитающее в нем в качестве инстинктивной
части психики, может стать опасным, будучи не понято и не включено в жизненный
процесс. Человек-единственное существо, способное контролировать свои инстинкты
посредством силы воли. Вместе с тем, он способен также подавлять, искажать и
ранить их. Но ведь любой зверь, говоря метафорически, более всего свиреп и
опасен, когда ранен. Подавленные инстинкты могут подмять под себя человека и
даже уничтожить его.
Известный всякому сон, когда кажется, будто вас преследует зверь, почти всегда
указывает на оторванность инстинкта от сознания и на необходимость (или
старание) ликвидировать этот разрыв, подключив инстинкты к общей работе. Чем
опаснее поведение животного во сне, тем глубже в подсознании
первобытно-инстинктивная часть души сновидца и тем насущнее ее осознание и
включение в жизнь, чтобы не допустить непоправимых неприятностей.
Цивилизованному человеку угрожают подавленные и ущемленные инстинкты,
первобытному же - бесконтрольные влечения. В обоих случаях подлинная природа
"животного начал
|
|