|
бозначаются стороны света.
Видимо, поэтому Великий человек часто помещается в центре круга, разделенного
на четыре части. Юнг использовал индийское слово "мандала" (магический круг)
для обозначения структуры, отражающей ядро человеческой души, сущность которой
нам неизвестна. В этой связи интересно отметить, что индейский охотник наскапи
рисовал Великого человека не в образе человеческого существа, а в виде мандалы.
Индейцы племени наскапи воспринимают внутренний центр непосредственно и наивно
без помощи религиозных обрядов или учений, тогда как в других племенах рисуют
магический круг, чтобы восстановить утерянное внутреннее равновесие. Например,
индейцы навахо используют рисунки на песке, имеющие форму мандалы, чтобы
вернуть больного к состоянию гармонии с собой и с космосом и тем самым
поправить его здоровье.
В восточных цивилизациях подобные рисунки используются для обретения
внутренней цельности или для погружения в состояние глубокой медитации.
Считается, что созерцание мандалы приносит внутреннее умиротворение, чувство
осмысленности и упорядоченности жизни. Это же чувство вызывает спонтанное
появление мандалы в сновидениях современных людей, вовсе не приверженных
подобным религиозным традициям и не имеющих о них представления. Может быть, в
таких случаях положительный эффект даже сильнее, потому что знания и традиции
иногда смазывают или даже блокируют спонтанный опыт.
Пример спонтанно возникшей мандалы присутствует в нижеследующем сновидении
шестидесятидвухлетней женщины. Оно явилось ей как прелюдия к новой, весьма
активной в творческом отношении фазе жизни.
"Я вижу сумеречный пейзаж. На заднем плане тянется ввысь, а затем
выравнивается гребень холма. Вдоль отрога движется четырехугольный диск,
сверкающий как золотой. На переднем плане темная земля, на которой только
появились первые ростки. Внезапно я вижу круглый стол, верхняя часть которого -
это серая каменная плита, в тот же момент квадратный диск вдруг внезапно
оказывается на столе. Он покинул холм - неизвестно как и почему".
Пейзажи в сновидениях (так же, как и в произведениях искусства) часто
символизируют непередаваемое настроение. В данном сновидении сумеречный
свет пейзажа показывает, что ясность дневного сознания померкла. "Внутренняя
природа" может теперь стать видимой - и действительно, на горизонте появляется
квадратный диск. До сих пор символ Самости, диск, был главным образом
интуитивной идеей на духовном горизонте сновидящей, но теперь в этом сне он
меняет свое положение и становится центром пейзажа ее души. Давно посеянное
зерно начинает прорастать: ранее в течение длительного времени сновидица
уделяла большое внимание своим снам, и сейчас эта работа начала приносить плоды.
(Вспомним о связи символа Великого человека с миром растений, о чем
упоминалось выше). Затем золотой диск внезапно движется вправо - туда, где вещи
становятся осознанными. Наряду с другими вещами слово "правый" часто обозначает
в психологической терминологии сферу сознания, адаптации, состояния "правоты",
тогда как слово "левый" - сферу неадаптированных подсознательных реакций,
иногда даже что-то "зловещее". Наконец, золотой диск прекращает движение и
обретает покой на круглом - внимание! - каменном столе. Он нашел постоянную
опору.
Как отмечает ниже в этой книге Анизла Яффе, округлость (мотив мандалы) обычно
символизирует природную цельность, тогда как четырехугольные формы представляют
ее понимание сознанием. В рассматриваемом сновидении встречаются квадратный
диск и круглый стол - в результате мы имеем осознанное восприятие жизненного
центра. Круглый стол, кстати, хорошо известен как символ цельности, что нашло
определенное отражение в мифологии. Так, круглый стол короля Артура - это образ,
заимствованный из символики Тайной вечери.
Действительно, если человек искренне поворачивается к своему внутреннему миру
и стремится познать себя не путем рассуждении о своих субъективных мыслях и
чувствах, а следуя таким проявлениям собственной объективной природы, как
сновидения и реальные фантазии, то рано или поздно ему явится Самость. Тогда
эго найдет внутреннюю силу для обновления.
Но существует серьезная трудность, которой я вскользь уже касалась. Дело в том,
что каждое из олицетворении подсознания - Тень, анима, анимус и Самость -
имеет как светлую, так и темную стороны. Мы уже видели, что Тень может быть
низменной или подлой, представлять инстинктивное влечение, которое следует
преодолеть. Но она может представлять и стремление к росту, которое надо
всячески поддерживать в себе. Таким же образом анима и анимус содержат разные
заряды: они могут дать личности стимул жизнеутверждающего и творческого роста
или же вызвать застой и физическую смерть. И даже Самость - всеобъемлющий
символ подсознания - может вызвать двоякий результат, например, в эскимосском
сказании (с. 194), когда женщина-лилипут предложила спасти героиню от Духа луны,
но фактически превратила ее в паука.
Темная сторона Самости наиболее опасна именно потому, что Самость - величайшая
сила психики. Она может побудить людей "накручивать" мысли о собственном
величии или другие иллюзорные фантазии, которые могут захватить выдумщика и
"вселиться" в него. Человек в таком состоянии думает с растущим восхищением,
что он выявил и решил величайшие загадки вселенной, и в результате теряет
ощущение реальности. Наглядным симптомом такого состояния является потеря
чувства юмора и контактов с окружающими. Таким образом, появление Самости может
принести большую опасность для человеческого сознательного эго. Двойственный ее
характер прекрасно иллюстрируется древней иранской сказкой о "Секрете Батх
Бадгерд":
"Великий и благородный принц Хатим Тай получил приказ от своего короля изучить
загадочный Батх Бадгерд (замок небытия). Обнаружив замок после многих опасных
приключений, принц узнает
|
|