|
, продиктованных голодом,
жаждой власти, сексом, стремлением выжить или продолжить род и т. д. То есть
главная цель человека заключается не в том, чтобы есть, пить и т.д., а в том,
чтобы быть человеком. Сверх и помимо этих влечений наша внутренняя психическая
реальность служит для выражения живой тайны, которую можно передать только в
символической форме. Для се выражения подсознание часто выбирает мощный образ
Космического Человека.
В нашей Западной цивилизации Космический Человек отождествлялся главным
образом с Христом, а на Востоке-с Кришной или Буддой. В Ветхом завете этот же
образ предстает в качестве Сына человеческого, а позднее, в еврейской каббале,
он назван Адамом Кадмоном. Некоторые религиозные движения позднего античного
периода называли его просто Антропосом (по-гречески - "человек"). Подобно всем
символам, указывающим на нераскрытую тайну, этот указывает на не познаваемую до
конца тайну - сокровенную тайну о смысле человеческого существования.
Как мы уже отметили, некоторые традиции утверждают, что Космический Человек
является целью мироздания, но достижение этой цели невозможно понять как
внешнее событие. С точки зрения индусов, например, дело не в том, что внешний
мир однажды растворится в первоначальном Великом человеке, а в том, что
экстравертная
ориентация эго на внешний мир исчезнет, уступив путь Космическому Человеку.
Это произойдет, когда эго сольется с Самостью. Широкий поток проявлений эго
(идущий от одной мысли к другой) и его желаний (которые бегут от одного объекта
к другому) затихнет в момент, когда внутри будет обретен Великий человек.
Действительно, мы никогда не должны забывать, что внешняя реальность для нас
существует лишь до тех пор, пока мы ее сознательно воспринимаем, и что мы не
можем доказать ее существования "в себе и самой по себе".
Многие примеры из различных цивилизаций и различных эпох показывают
универсальность символа Великого человека. Его образ присутствует в сознании
человека как своего рода цель или выражение сокровенной тайны нашей жизни.
Обозначая идеал цельности и завершенности, этот символ часто представляется как
бисексуальное существо. В этой форме символ примиряет одну из самых важных пар
психологических антиподов: мужское и женское начала. Этот союз также часто
проявляется в сновидениях в виде божественной королевской или другой знатной
четы. Приводимый ниже сон сорокасемилетнего мужчины являет этот аспект Самости
в драматической форме:
"Я нахожусь на смотровой площадке, внизу вижу большую черную красивую
медведицу с грубой, но лоснящейся шерстью. Она стоит на задних лапах на
каменной плите и полируст плоский овальный черный камень, который становится
сильно сияющим. Недалеко оттуда тем же занимается львица и ее детеныш. Но камни,
которые они полируют, больше по величине и более округлы. Через некоторое
время медведица превращается в толстую обнаженную женщину с черными волосами и
темными сверкающими глазами. Я своими действиями возбуждаю в ней вожделение, и
внезапно она подходит ближе, чтобы схватить меня. Я пугаюсь и прячусь на лесах
здания, где был раньше. Позднее я оказываюсь среди множества женщин, половина
из которых дикарки с густыми черными волосами (словно они превратились в людей
из животных); а другая половина - "наши" женщины (той же национальности, что и
сновидец.- М. -Л. фон Франц)), блондинки и шатенки. Звонкие и переливчатые
голоса дикарок выводят протяжный и печальный мотив. Затем на ландо подъезжает
молодой человек, голову которого венчает золотая королевская корона, украшенная
сверкающими рубинами. Все это выглядит очень красиво. Рядом с ним сидит молодая
женщина-блондинка, вероятно его жена, но без короны. Кажется, будто львица и ее
детеныш превратились в эту супружескую пару, возглавляющую дикарское племя.
Затем все женщины (и дикие, и современные) начинают вместе петь что-то
торжественное, а королевский экипаж медленно катится к горизонту".
Здесь внутреннее ядро психики сновидца является на короткий срок в образе
королевской четы, пришедшей из глубин животной части его натуры и первобытных
слоев подсознания. Медведица в начале сновидения представляет собой
разновидность богини-матери. (Артемида, например, почиталась в Греции как
медведица). Темный овальный камень, который она шлифует, означает, судя во
всему, сокровенную сущность личности сновидца. Шлифовка и полировка камней -
это одно из древнейших занятий человека. В Европе неоднократно находили "святые
камни", завернутые в кору и спрятанные в пещерах - их, вероятно, хранили там
люди каменного века в качестве вместилищ божественных сил. И по сей день
некоторые австралийские аборигены верят, что их мертвые предки продолжают
существовать в камнях как добрые духи и что, шлифуя эти камни, можно зарядить
их силой, увеличив ее и у предков, и у потомков.
Мужчина, чье сновидение мы рассматриваем, отказался раньше вступить в брак.
Его боязнь связать себя брачными узами побудила его в сновидении убежать от
медведицы на смотровую площадку, откуда он мог пассивно наблюдать за событиями,
не участвуя в них. Через мотив шлифовки камня медведицей подсознание стремится
показать ему, что он должен войти в контакт с этой стороной жизни; именно через
трения супружеской жизни может быть сформировано и отполировано его внутреннее
бытие.
Когда камень отполирован до блеска, он превращается в зеркало, и медведица
может посмотреться в него. Это означает, что только принимая земные проблемы и
страдания, человеческая душа может стать зеркалом, в котором божественные силы
могут увидеть себя. Но сновидец убегает на возвышенное место, то есть
погружается в отвлеченные мысли, с помощью которых может уклониться от
поступков, диктуемых жизнью. Затем сон внушает ему, что если все время уходить
от жизни, то часть его души (анима) останется невостребованной. Это
символизирует группа женщин - диких и цивилизованных.
Появляющиеся затем львица и львенок олицетворяют та
|
|