|
нственное побуждение к
индивидуации, что показывает их работа по шлифовке круглых камней. (Круглый
камень - это символ Самости). Львы и королевская чета сами по себе являются
символом целостности. В средневековой символике "философский камень"
(выдающийся символ мужской цельности) изображался в виде двух львов или в виде
оседлавших их мужчины и женщины. Этим передавалось, что побуждение к
индивидуации проявляется зачастую в завуалированной форме, скрываясь за
всепоглощающей страстью к другому человеку. (В действительности страсть,
выходящая за рамки естественных потребностей любви, направлена в конечном счете
на таинство соединения в одно целое. Вот почему страстно влюбленный чувствует,
что слияние в единое целое с любимым человеком является единственной достойной
целью человеческой жизни).
До тех пор пока идея всеобщности передавалась во сне образом львиной пары,
она означала не более чем всеохватывающую страсть. Но когда лев и львица
превратились в короля и королеву, побуждение к индивидуации достигло уровня
осознавания и теперь может быть воспринято эго как реальная цель жизни. До
превращения львов в людей пели только первобытные женщины, и пели очень
печально. Другими словами, чувства сновидца оставались на примитивном уровне с
преобладанием тоски. Но хвалебный гимн в честь очеловечившихся львов исполняют
уже и дикие, и современные женщины. То, что они сообща высказывают свои чувства,
показывает, что внутренний раскол анимы пройден и трансформировался в гармонию.
Другое воплощение Самости явилось одной женщине, занимавшейся так называемым
"активным фантазированием". (Активное фантазирование - это вид медитации с
использованием игры воображения, с помощью которого можно преднамеренно войти в
контакт с подсознанием и установить осознанную связь с психической сферой.
Активное фантазирование является одним из наиболее важных открытий Юнга. В
определенном смысле оно сопоставимо с восточными техниками медитации, такими
как в дзен-буддизме или тантра-йоге, а также с такими западными техниками, как
"Духовные упражнения" у иезуитов. Существенная особенность метода Юнга в том,
что медитирующий не имеет какой-либо осознанной цели или программы. Тем самым
медитация становится изолированным экспериментом свободного индивидуума, что
является противоположностью целенаправленных усилий подчинить себе подсознание.
Но сейчас мы не будем детальнее останавливаться на активном фантазировании.
Читатель может найти более подробное его описание в работе Юнга "Функция
трансценденции".)
В медитации упомянутым методом Самость явилась женщине в образе оленя, который
обращаясь к ее эго, сказал: "Я твой ребенок и мать. Меня называют
животным-медиумом, потому что я связываю людей, животных и даже камни один с
другим, входя в них. Я твоя судьба или твое "объективное Я". Когда я появляюсь,
я освобождаю от бессмысленных опасностей жизни. Огонь, горящий внутри меня,
горит и во всей вселенной. Если человек теряет его, он становится эгоцентричным,
одиноким, дезориентированным и слабым".
Самость часто принимает облик животных, представляя нашу инстинктивную природу
и ее связь с окружением человека. (Вот почему в мифах и сказках так много
животных - союзников человека). Эта связь Самости со всей окружающей природой и
даже космосом, вероятно, проистекает из того факта, что у каждого человека его
психическое ядро каким-то образом переплетается со всем миром, как внешним, так
и внутренним. Все высшие проявления жизни тем или иным образом подстраиваются
под окружающий пространственно-временной континуум. Любому животному, например,
свойственно питаться особой пищей, использовать определенные материалы для
строительства жилья, жить в среде, на которую в точности настроены его
инстинктивные стереотипы. Временные ритмы также играют свою роль. Достаточно
вспомнить, что большинство травоядных животных рождает молодняк как раз в такое
время года, когда трава наиболее сочна и обильна. Именно это имел в виду один
известный зоолог, сказав, что внутренняя сущность каждого животного
простирается далеко за пределы его тела в окружающий мир, "одухотворяя" время и
пространство.
Каким-то абсолютно неизвестным для нас образом наше подсознание также
настроено на окружающую среду - на наш круг или общество в целом и, кроме того,
на пространственно-временной континуум и всю природу. Вспомним о Великом
человеке индейцев наскапи: он не только помогает открыть и понять внутренний
мир, но и подсказывает, где и когда охотиться. Из своих сновидений охотники
наскапи выносят также слова и мелодии волшебных песен, которыми привлекают
животных.
Но такая специфическая помощь со стороны подсознания дана не только
первобытному человеку. Юнг открыл, что сновидения могут помочь и современным
людям обрести свой путь постижения внутренней и внешней жизни и преодоления
преподносимых ими трудностей. Действительно, многие из наших сновидений
касаются деталей нашей внешней жизни и окружения. Объекты вроде дерева под
окном, велосипеда или автомобиля, камня, найденного во время прогулки, могут
подняться до уровня символа в той жизни, которую мы проживаем в сновидениях, и
приобрести другое значение. Если уделять внимание снам, то помимо жизни в
холодном обезличенном мире, произвольно управляемым провидением, перед нами
может приподняться завеса, скрывающая наш собственный мир, наполненный важными
и тайно упорядоченными событиями.
Наши сновидения, однако, уделяют обычно первоочередное внимание вовсе не
адаптации к внешней жизни. В нашем цивилизованном мире они, как правило,
стараются развить (посредством эго) должное отношение к Самости, потому что
современные образ мышления и манеры поведения значительно ослабляют связь с ней.
Эта связь была хорошо развита у первобытных людей, полагавшихся главным
образом на указания своего внутреннего центра. А мы с нашим перевернутым
сознанием настолько запутаны внешними, совершенно чуждыми делами, что посланиям
Самости очень трудно пр
|
|