Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
они противоречат мнению анимуса. Только тогда проявления Самости пробьются 
к ней и она сможет осознать их смысл.
 
 Самость: символы целостности
 Если индивидуум достаточно серьезно и долго боролся с проблемой анимы (или 
анимуса) и добился прекращения отождествления с ними части своей личности, 
подсознание вновь изменяет характер своего влияния и выступает в новой 
символической форме, представляющей Самость-глубочайшее ядро психики. В 
сновидениях женщин этот центр обычно олицетворяется верховным женским образом - 
священнослужительницей, волшебницей, матерью-землей или богиней природы и любви.
 У мужчин он проявляется как человек, посвящающий в тайные образы или их 
хранитель (индийский гуру), мудрый старец, дух природы и т. д. Приведем два 
народных сказания, иллюстрирующие роль, в которой может выступать подобный 
персонаж. Первое из них - австрийская легенда:
 "Король приказал солдатам расставить в церкви ночной караул рядом с телом 
черной принцессы, умершей в результате колдовства. Каждую полночь она встает и 
убивает часового. Наконец один солдат, которому пришел черед охранять, 
испугался и убежал в лес. Там он встретил старика-барда, а на самом деле - 
Господа Бога. Музыкант рассказал ему, где спрятаться в церкви и как себя вести, 
чтобы черная принцесса не смогла поймать его. Благодаря волшебной помощи, 
солдату удается спасти принцессу от заклятья и жениться на ней",
 Ясно, что "старик-бард, а на самом деле - Господь Бог" представляет собой, 
выражаясь психологическими терминами, символическое олицетворение Самости. С 
его помощью эго избегает уничтожения и становится способно преодолеть очень 
опасный аспект анимы, и даже добиться его полного перерождения.
 Как отмечалось выше, в женской психике Самость воплощается в женских образах. 
Это иллюстрирует следующая притча эскимосского происхождения:
 "Одинокая девушка, разочаровавшаяся в любви, встретила колдуна, 
путешествующего на медной лодке. Это "Дух луны", создавший всех животных и 
наделяющий удачей охотников. Он насильно уносит девушку на небеса. Однажды, 
когда Лунный Дух куда-то отбыл, девушка пошла в избушку около его дома и 
встретила там женщину-лилипутку, одетую в пленку от кишок бородатого тюленя, 
которая предупредила гостью, что Дух луны намеревается убить ее, (Оказалось, он 
убивает женщин, как Синяя Борода). Лилипутка сплела длинную веревку, по которой 
девушка может спуститься с завязанными глазами на землю в новолуние, когда силы 
Духа луны ослабевают, а лилипутка может усилить эту слабость. Девушка 
спустилась по веревке вниз, но, ступив на землю, забыла открыть сразу же глаза, 
как ее учила лилипутка, и поэтому навсегда превратилась в паука".
 Как уже отмечалось выше, бог-музыкант из первой истории представляет "мудрого 
старца" - типичное олицетворение Самости. Этот образ напоминает легендарного 
волшебника Мерлина или древнегреческого бога Гермеса. Крошка-лилипутка в своем 
странном пленочном одеянии является прообразом Самости в женской психике. 
Старый музыкант спасает героя от разрушительной анимы, а лилипутка защищает 
девушку от эскимосского Синей Бороды (фактически это ее анимус в роли Духа 
луны). Последний случай, однако, плохо кончается, но к этому я вернусь позже.
 Самость не всегда выступает в облике старца-мудреца или старухи-вещуньи. Эти 
парадоксальные образы представляют собой нечто универсальное как для молодости, 
так и для старости. В другом сновидении, приснившемся мужчине средних лет, 
Самость появляется в облике молодого человека:
 "С улицы в наш сад въехал юный всадник. (Сад не был огорожен кустами или 
забором, как обычно, и проникнуть туда мог любой). Я понятия не имел, прибыл ли 
он с какой-то целью или его привела сюда лошадь. Я стоял на дорожке, идущей в 
мастерскую, и наблюдал за ним с большим удовольствием. Вид юноши на прекрасном 
скакуне произвел на меня сильное впечатление. Лошадь была небольшой, дикой, 
сильной и очень подвижной. Она напоминала кабана из-за покрывающей ее толстой 
серой шерсти, отливающей серебром. Юноша проехал мимо меня, между мастерской и 
домом. Спрыгнув с лошади, он осторожно отвел ее в сторону, чтобы не затоптать 
цветочную клумбу с дивными багряными и алыми тюльпанами. Клумбу переделала и 
посадила на ней цветы моя жена".
  Юноша здесь символизирует Самость, а также обновление жизни, созидательную 
жизненную силу и новую духовную ориентацию, благодаря которой все оживает и 
активизируется. Если человек будет следовать указаниям своего подсознания, оно 
наделит его таким даром, и жизнь, бывшая серой и скучной, внезапно превратится 
в восхитительное и не прекращающееся приключение, полное творческих 
возможностей.
 В женской психике такое же юное воплощение Самости может принять облик 
сверхъестественно одаренной девушки. Об этом дает представление следующий сон 
одной пятидесятилетней женщины:
 "Я мыла тротуар перед церковью. Затем, как раз в тот момент, когда учеников 
школы отпустили домой, я побежала вниз по улице и подошла к зацветшей реке, 
через которую была положена доска или ствол дерева. Но когда я попыталась 
перейти реку, один озорной школьник прыгнул на доску так, что она треснула, и я 
чуть не упала в воду. "Идиот!" - закричала я. На другом берегу реки играли три 
маленькие девочки. Одна из них протянула мне руку, чтобы помочь. Я подумала, 
что ее маленькая ручка недостаточно сильна, но, когда я ухватилась за нес, 
девочка без малейшего усилия вытащила меня на берег".
 Сновидица - верующая (протестантка), но, как показывает ее сон, она не может 
больше оставаться таковой. Похоже, что она утратила возможность вернуться в 
церковь, хотя и пытается поддерживать, по мере возможности, чистоту у входа. 
Сон показывает, что она должна пересечь реку со стоячей водой. Это означает, 
что ход жизни замедлился из-за нерешенной религиозной проблемы. (Переправа 
через реку - это часто встр
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-