|
и или предлагающей им сыграть в прятки. Не угадавшего или найденного
казнят - принцесса всегда одерживает победу. Анима в таком обличье вовлекает
мужчин в деструктивную интеллектуальную игру. Мы можем заметить, что в
результате хитрости анимы диалог с ней получается неврастенического
псевдоинтеллектуального толка и лишь отрывает мужчин от реальной жизни с се
проблемами. Избыточность размышлений о жизни приводит к отрыву от нее и утрате
непосредственности восприятия и самовыражения.
Чаще всего анима проявляется как эротическая фантазия. Таковые обычна
возникают у мужчин после просмотра соответствующих кинофильмов, посещения
стриптиз-шоу или разглядывания порнографических журналов. Это грубый,
примитивный аспект анимы, который становится навязчивым, когда мужчине не
хватает нормальных чувственных отношений, то есть когда его восприятие жизни
остается инфантильным.
Во всех этих проявлениях анима, так же как и Тень, обладает свойством проекции,
вызывающим у мужчин впечатление, будто речь идет о качествах какой-то
определенной женщины. Именно присутствие анимы заставляет мужчину внезапно
влюбиться, когда, впервые увидев женщину, он сразу видит, что это - "она".
Мужчина чувствует, будто давным-давно знает эту женщину, и влюбляется в нее так
безнадежно, что для посторонних это выглядит полным сумасшествием. Женщины,
обладающие "сказочным характером", особенно притягивают к себе такие проекции
анимы, потому что мужчины могут приписать почти все что угодно созданию столь
чарующе неопределенному, что любая фантазия его не покажется слишком
невероятной.
Проецирование анимы в такой внезапной и бурной форме, как влюбленность, может
нарушить семейную жизнь, породив так называемый "любовный треугольник" с его
очевидными проблемами. Приемлемое решение такой ситуации можно найти, только
распознав аниму как внутреннюю силу. Тайная цель подсознания в создании таких
трудностей заключается в том, чтобы подтолкнуть личность к развитию и большей
зрелости путем формирования цельности сначала в подсознании, а затем
переведения ее в область сознательного.
Но я уже достаточно сказала о негативных аспектах анимы. Пора поговорить и о
позитивных сторонах, которых ничуть не меньше.
Например, благодаря аниме возможен верный выбор супруги. Не менее важной
является и другая функция: когда логическое мышление человека не способно
различить скрытые в подсознании факты, анима помогает раскрыть их. Еще
серьезнее роль анимы в настраивании разума на одну волну с внутренними
ценностями. Тем самым открывается путь к потайным глубинам внутреннего "я". Это
выглядит, как будто на внутреннем "радиоприемнике" найдена та волна, что
позволяет без помех слышать голос Великого человека. В установлении этой связи
анима берет на себя роль проводника или посредника по отношению к внутреннему
миру Самости. Именно эту роль она исполняет в приведенном выше примере
шаманского ритуала посвящения, такова же роль Беатриче в "Божественной комедии"
Данте, как и богини Исиды, являющейся во сне Апулею, знаменитому автору
"Золотого осла", чтобы подготовить его к более духовной жизни.
Сновидение сорокапятилетнего психотерапевта может помочь уяснить, каким
образом анима может стать внутренним проводником. Когда этот человек ложился
спать, то подумал, что в одиночку, без поддержки церкви, трудно идти по жизни.
Он почувствовал, что завидует людям, о которых по-матерински заботится
какая-нибудь община. (Он родился в протестантской семье, но с тех пор утратил
религиозные убеждения). А потом ему приснился сон:
"Я нахожусь в приделе старой церкви, заполненном людьми. Вместе с матерью и
женой я сижу в конце придела, будто бы на дополнительных местах. Подобно
священнику я должен отслужить мессу, и в руках у меня большой требник, а может,
молитвенник. Я очень волнуюсь. Эта книга незнакома мне, и я не могу найти
нужный текст. Я волнуюсь, потому что мне скоро начинать, а тут еще мать с женой
отвлекают болтовней о всяких пустяках. Органная музыка стихает, все уже ждут
меня; я решительно встаю и прошу одну из монахинь, стоящих коленопреклоненно
впереди, подать мне ее требник и указать в нем нужное место, что она послушно
исполняет. В этот момент та же самая монахиня, подобно служке, ведет меня к
алтарю, который находится где-то позади и левее меня. Такое впечатление, что мы
приближаемся к нему из бокового нефа. Требник похож на лист с рисунками из
твердой и толстой бумаги трех футов в длину и фут в ширину, на которой колонки
текста чередуются со старинными рисунками. Прежде чем начну я, часть литургии
должна прочесть монахиня, а я все еще не могу найти нужное место. Монахиня
сказала мне, что это пятнадцатый абзац, но цифры нечетки и я не могу найти его.
Тем не менее я с решимостью поворачиваюсь к прихожанам и все-таки нахожу
пятнадцатый абзац (предпоследний на листе), хотя не уверен, смогу ли разобрать
слова. Но все равно хочу попытаться. Тут я просыпаюсь".
Этот сон означает символический ответ подсознания на мысли, посетившие
сновидца накануне вечером. Фактически сон говорит ему: 'Ты сам можешь стать
священником твоей собственной внутренней церкви - церкви твоей души". Таким
образом, сон показывает, что сновидец пользуется помощью и поддержкой церкви,
но не внешней, а обитающей в его собственной душе.
Находящиеся в церкви люди (то есть качества его психики) хотят, чтобы он
действовал как священник и отслужил мессу. При этом не имеется в виду настоящая
служба, так как фигурирующий во сне требник сильно отличается от настоящего.
Создается впечатление, что идея мессы использована как символ, означающий акт
жертвоприношения в присутствии божества, с которым человек может войти в
|
|