|
контакт. Такая трактовка этого символа, конечно, не является общеприменимой, а
представляет лишь частный случай. Характерно, что эта трактовка встретилась во
сне протестанта, потому что активно верующие католики обычно воспринимают аниму
в образе самой церкви, священные символы которой для них - символы подсознания.
У нашего сновидца не было такой духовной практики, поэтому ему приходится
идти собственным путем. А сон подсказывает ему, что надо делать. Подсказывает
вот как 'Твоя привязанность к матери и открытость миру (представленная во сне
супругой - экстравертом) отвлекают тебя и вселяют неуверенность, а
бессмысленная болтовня мешает тебе отслужить внутреннюю мессу. Но если ты
последуешь за монахиней (интровертная анима), она поможет тебе и как слуга, и
как священник. У нее необычный требник, состоящий из шестнадцати древних
рисунков (четыре раза по четыре). Твоя месса заключается в созерцании этих
шестнадцати психических образов, открываемых твоей религиозной анимой".
Другими словами, если сновидец преодолеет внутреннюю неуверенность, вызванную
материнским комплексом, он поймет, что призван служить Богу и что
сосредоточенное обдумывание смысла символических образов его души приведет его
к реализации этого призвания. В этом сновидении анима появляется, наконец, в
своей истинной позитивной роли: в качестве посредника между эго и Самостью.
Расположение текста и картинок по четыре указывает на то, что служба этой
внутренней мессы исполняется ради целостности. Как показал Юнг, ядро психики
(Самость) обычно выражает себя в виде четырехуровневой структуры Число "четыре"
также связано с анимой, поскольку ее развитие, как отметил Юнг, проходит через
четыре стадии. Первую стадию лучше всего символизирует образ Евы: чисто
инстинктивные и биологические связи. Вторую стадию можно наблюдать в образе
Елены в "Фаусте". Она олицетворяет романтический и эстетический уровень,
которому еще присущи черты сексуальности. Третья стадия представлена Девой
Марией - образом, поднимающим любовь (эрос) до вершин духовной преданности.
Четвертый тип символизирует Сапиенция - высшая мудрость, превосходящая высшие
святость и чистоту. Другим символом этого уровня является образ Суламифи в
Песне Песней Соломона. (Психическое развитие современного человека очень редко
позволяет достичь этой стадии. Очень близка к такой премудрой аниме Мона Лиза).
На этом этапе мы ограничимся констатацией того, что концепция четверичности
(или "кватерности") часто встречается в определенных типах символического
материала. Далее мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его более
обстоятельно.
Что же означает на практике роль анимы как проводника по внутреннему миру? Эта
позитивная функция возникает, когда человек относится серьезно к сновидениям,
настроениям, ожиданиям и фантазиям, посылаемым его анимой, и фиксирует их в той
или иной форме, например в письменных произведениях, картинах, скульптурах,
музыкальных композициях или танцах. Причем, если он работает над этим терпеливо
и не спеша, то из недр психики каждый раз появляются новые, более глубокие идеи
и впечатления, развивающие и дополняющие предыдущий материал. После того как
предмет фантазии был так или иначе зафиксирован, его надо подвергнуть проверке
разумом и совестью. При этом важно рассматривать его как абсолютно реальную
вещь: не должно быть никаких, даже смутных сомнений в серьезности происходящего
или подозрений, что это лишь плод вашего воображения. Если такой подход усердно
практиковать в течение длительного времени, то процесс индивидуации постепенно
станет единственной реальностью и сможет развиваться в его истинной форме.
Во многих литературных произведениях анима изображается как проводник и
посредник на пути к внутреннему миру: "Гипноэротомахия" Франческо Колонны,
"Она" Райдера Хаггарда, или как "бессмертная женщина" в "Фаусте" Гете. В одном
средневековом мистическом тексте анима разъясняет свою сущность следующим
образом: "Я полевой цветок и лилия долин. Я мать совершенной любви и страха,
знания и святой надежды... Я миротворец среди элементов, примиряю их друг с
другом; теплое я превращаю в холодное и наоборот, сухое - в мокрое и наоборот,
а твердое размягчаю... В священнике я - завет, в предсказателе - слово, в
мудреце - совет. Я убью и оживлю, и никто не уйдет от меня".
В средние века в духовной сфере произошло заметное обособление религиозного от
поэтического и других направлений культуры; поэтому фантастический мир
подсознания стал осознаваться четче, чем прежде. Во время этого периода
рыцарский культ дамы ознаменовал попытку выделить в мужском характере женское
начало - как в его проявлениях по отношению к окружающим женщинам, так и в его
влиянии на внутренний мир личности.
Дама, служению которой рыцарь посвящал себя и для которой совершал героические
поступки, олицетворяла, естественно, аниму. Имя носительницы Чаши Грааля в
версии легенды, написанной Вольфрамом фон Эшенбахом, особенно значимо -
Conduir-amour (Путеводительница в любви). Она учила героя тому, что чувства к
женщине и обращение с ней не обязательно совпадают. Позднее, однако, стремление
к развитию индивидуальных связей с анимой было оставлено, ибо воплощаемое в ней
возвышенное начало слилось с образом Девы Марии, ставшей всеобщим объектом
безграничного почитания и преклонения. Когда анима, как и Дева Мария, считалась
исключительно положительным созданием, ее негативные аспекты находили отражение
в вере в ведьм.
В Китае образом, аналогичным образу Марии, является богиня Гуань Инь. Более
популярным воплощением анимы в Китае является "Дама Луны", наделяющая своих
любимцев даром поэзии или музицирования, а иногда даже и бессмертием. Этот же
самый архетип в Индии представлен богинями Шакти, Парвати, Рати и многими
другими; у мусульман - это Фатима, дочь Магомета.
Поклонение аниме как общепризнанному символу приносит серьезное неудобство,
выражающееся в том, что она теряет свои индивидуальные черты. С другой стороны,
если рассматривать ее как яв
|
|