|
привести к некоторым
изменениям в наших коллективных этических воззрениях, поскольку теперь мы будем
вынуждены использовать для оценки любых человеческих действий более
индивидуальный и утонченный подход. Открытие подсознания является одним из
самых далеко идущих открытий последнего времени. Но тот факт, что признание
реальности подсознательного сопряжено с необходимостью честного самоизучения и
переустройства своей жизни, побуждает многих вести себя так, словно ровным
счетом ничего не случилось. Чтобы воспринимать подсознание всерьез и биться над
задачами, которые оно ставит, требуется большое мужество. Большинство людей
слишком праздны, чтобы серьезно задуматься даже об известных им огрехах в своей
нравственности, и, тем паче, чересчур ленивы для анализа влияний
подсознательного.
Женщина внутри: анима
Сложные и деликатные вопросы возникают не только из-за деятельности Тени.
Часто их поднимает другой "внутренний персонаж". В снах мужчин он
олицетворяется в подсознании образом женщины, а в снах женщин - наоборот,
образом мужчины. Часто этот второй символический персонаж действует за спиной
Тени, создавая дополнительные и специфические проблемы. Юнг назвал его "анимус"
в мужской и "анима" в женской ипостаси.
Анима - это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины:
таких как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к
иррациональному, способность любить, тяга к природе и - последнее по порядку,
но не по значению - способность контакта с подсознанием. Не случайно в
древности для разгадывания воли богов и установления связи с ними
использовались именно жрицы (подобно греческой Сивилле). Особенно наглядный
пример восприятия анимы как внутреннего персонажа мужской психики мы
обнаруживаем у знахарей и прорицателей (шаманов) эскимосов и других северных
племен. Некоторые из них даже носят женскую одежду, либо изображают на своей
одежде женские груди, чтобы показать женскую сторону своей природы, позволяющую
связываться со "страной духов" (то есть, с подсознанием).
В одном из дошедших до нас случаев молодой человек проходил обряд посвящения
под руководством старшего шамана, в ходе чего был закопан в снежную яму. Он
впал в состояние дремоты и полного опустошения. В этом состоянии, подобном коме,
он внезапно увидел излучающую свет женщину. Она научила его всему, что
требовалось, и, став позднее его духом-хранителем, помогала ему, связывая его с
силами потустороннего мира. Здесь анима предстает как олицетворение мужского
подсознания.
Индивидуальные проявления мужской анимы складываются, как правило, под
воздействием материнских черт. Если мать человека оказывает отрицательное
влияние, то его анима чаще всего будет проявляться в раздраженных, подавленных
настроениях, состоянии неуверенности, тревоги и повышенной возбудимости.
(Однако преодоление подобных негативных воздействий лишь помогает упрочить
мужественность). В душе такого мужчины отрицательный образ матери - анима -
бесконечно повторяет "Я никчемен. Все бессмысленно. У других все иначе, чем у
меня. Ничто меня не радует". Такие настроения вызывают хандру, страх заболеть,
стать импотентом или жертвой несчастного случая. Вся жизнь видится тягостной и
печальной. Это может даже довести человека до самоубийства; анима тогда
становится демоном смерти. В такой роли она появляется в кинофильме Кокто
"Орфей".
Французы называют дам, подобных аниме, роковыми женщинами, (Этот мрачный типаж
несколько смягчен в образе Царицы Ночи в опере Моцарта "Волшебная флейта").
Греческие сирены или немецкие лорелеи олицетворяют другой опасный аспект анимы
- склонность предаваться разрушительным иллюзиям. Приводимая ниже сибирская
сказка иллюстрирует поведение такой разрушительной анимы:
"Однажды одинокий охотник повстречал в лесной чаще у реки красивую женщину.
Она помахала ему с другого берега и запела:
Приди ко мне, добрый молодец, приди в тишь закатную.
Иди же скорей, извелась я тебя ожидаючи.
Дай обнять мне тебя, дай обнять скорей.
Мое гнездышко уже ждет тебя, ждет тебя мое гнездышко.
Приди же ко мне, добрый молодец, сей же миг в тишь закатную.
Охотник разделся и переплыл через реку, но тут женщина обернулась совой и
улетела смеясь. Когда же он поплыл обратно за одеждой, то утонул в ледяной
стремнине".
В этой сказке анима символизирует неосуществимую мечту о любви, счастье и
материнском тепле ("гнездышко") - мечту, уводящую далеко в сторону от
реальности. Охотник тонет, потому что погнался за обольстительной, но не
реализуемой фантазией. Кроме того, негативный образ анимы может проявиться у
мужчин в форме острых, язвительных, оскорбительных реплик, обесценивающих все и
вся. Они всегда в чем-то упрощают истину, искажая ее до неузнаваемости, и
потому несут разрушительный заряд
Во всем мире распространены сказания, в которых действует дева-отравительница.
Это красавица, в одеждах которой обычно таится оружие или смертоносный яд. Ими
она убивает своих любовников в первую же ночь. В этом обличье анима так же
холодна и своенравна, как и некоторые необъяснимые аспекты самой природы В
Европе она и по сей день даст о себе знать верой в ведьм.
С другой стороны, когда восприятие матери у мужчины позитивно, это тоже может
повлиять на аниму характерным образом. Мужчина либо становится женоподобным,
либо его начинают всячески превозносить женщины, что никак не способствует
преодолению трудностей жизни. Такого рода анима может превратить мужчину в
сентименталиста или сделать его обидчивым, как старая дева, или чувствительным,
как принцесса на горошине (ощущавшая помеху, как известно, под тридцать перин).
Встречаются и более тонкие проявления негативной анимы. В некоторых сказках
они заключены в образе принцессы, загадывающей претендентам на ее руку и сердце
загад
|
|