Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
ость обрядов, 
предназначенных для достижения этой цели, инициация имеет облагораживающий и 
одухотворяющий характер.
 Существует, вместе с тем, символика и другого рода, относящаяся к наиболее 
ранней из известных священных традиций, которая также связана с переходными 
периодами в жизни человека. Назначение этих символов вовсе не в том, чтобы 
включить посвящаемого в какую-либо религиозную доктрину или в коллектив мирской 
общины. Напротив, они нацелены на потребность человека освободиться от любого 
слишком законченного, неизменного или окончательного состояния. Другими словами,
 они имеют отношение к освобождению, или трансцендентному преодолению любых 
заданных моделей и шаблонов существования по мере продвижения индивида к 
очередной, более зрелой или более высокой, стадии своего развития.
 Ребенок, как я уже говорил, обладает чувством завершенности, но только до поры 
начального проявления самосознания. У взрослого человека чувство завершенности 
достигается через соединение сознания с подсознательным содержимым разума. Из 
этого союза возникает, используя термин Юнга, "трансцендентная функция души", 
посредством которой человек может достичь своей высочайшей цели: полной 
реализации потенциала своего индивидуального Я.
 Таким образом, мы называем "символами трансцендентности" те символы, которые 
олицетворяют усилия человека по достижению этой цели. С их помощью содержимое 
подсознания может стать доступным сознающему разуму, и, кроме того, они сами по 
себе являются активным выражением этого содержимого.
 Эти символы разнообразны по форме. Где бы мы их ни встретили - в истории или в 
снах современных людей, проходящих через переломную стадию жизни, - всюду 
ощутимо их значение. Самый архаический уровень этой символики включает тему 
Плута. Но теперь это уже не тот необузданный и жаждущий выглядеть героем образ, 
виденный нами ранее. Он стал шаманом - знахарем, чьи магические знания и полеты 
интуиции характеризуют его как первобытного мастера посвящения. Его могущество 
заключается в приписываемой ему способности покидать свое тело и летать по 
вселенной подобно птице. В этом случае птица - наиболее подходящий символ 
трансцендентности. Она олицетворяет особую природу интуиции, действующей через 
"медиума", то есть человека, который способен, входя в состояние, близкое к 
трансу, получать знание об отдаленных событиях или фактах, о которых его 
сознанию ничего не известно.
 Свидетельства о подобных способностях можно обнаружить даже в такой 
доисторической эпохе, как период палеолита, что показал американский ученый 
Джозеф Кэмпбелл, комментируя один из обнаруженных недавно во французских 
пещерах и получивших широкую известность наскальных рисунков. В Ляско, пишет он,
 "изображен лежащий в трансе шаман, на нем маска птицы, а рядом видна птица, 
сидящая на его посохе. Шаманы Сибири до сих пор носят подобные птичьи костюмы, 
и многих из них считают зачатыми от птиц... Шаман, в таком случае, является не 
просто носителем, но любимцем тех сил, царство которых невидимо для нашего 
обычно бодрствующего сознания. Все могут ненадолго посетить это царство в 
сновидении, но лишь он - его знаток - свободно странствует по нему".
 На высшем уровне этого типа деятельности, связанного с инициацией, неизмеримо 
далеком от дешевых базарных уловок, которыми магия так часто подменяет истинно 
духовное прозрение, находятся индийские мастера йоги. Впадая в транс, они 
уходят далеко за пределы, подвластные обычной мысли.
 Одним из наиболее часто встречающихся в сновидениях символов, передающих 
трансцендентное освобождение, является путешествие в одиночку или паломничество,
 оборачивающееся духовным странствием, в котором посвящаемый знакомится с 
сущностью смерти. Но это не смерть в смысле последнего страшного суда или 
связанного с инициацией испытания силы: это путешествие освобождения, 
самоотречения и искупления, осуществляемое под бережным руководством некоего 
духа сострадания. Этот дух чаще представлен "властительницей", нежели 
"властителем" посвящения, - персонажем, олицетворяющим высшую женственность (то 
есть аниму), как Гуань Инь в китайском буддизме, София в 
христианско-гностической доктрине или Афина Паллада, древнегреческая богиня 
мудрости.
 Эта символика может быть представлена не только полетом птиц или путешествием 
в необитаемые края, но любым сильным поступком, олицетворяющим освобождение. В 
начале жизни, когда еще сильна привязанность к семье или социальной группе, 
подобное состояние можно испытать в тот момент посвящения, когда необходимо 
научиться самостоятельно принимать решения по важнейшим вопросам своей жизни.
 Именно этот момент описывает Т. С. Элиот в "Бесплодной земле", когда героя 
охватывает желание "с погибельным бесстрашием мгновению поддаться, пусть впредь 
не искупить его благоразумья веком" (Перевод С.Сиренко.).
 В более позднем возрасте не обязательно порывать все связи с тем, что для вас 
наиболее дорого. Хотя может случиться и так, что вас переполнит дух святого 
недовольства, заставляющий всех свободных людей смело открывать что-то новое 
или менять образ жизни. Эта перемена может стать особенно важной в период между 
средним возрастом и старостью - именно в это время большинство людей планируют, 
что им делать после ухода на пенсию: работать или отдыхать, сидеть дома или 
путешествовать.
 Если их жизнь была наполнена опасностями, риском или переменами, они могут 
стремиться к оседлой жизни и утешать себя религиозной определенностью. Но если 
они жили главным образом в той социальной структуре, в которой родились, они 
могут отчаянно нуждаться в раскрепощающей перемене. Эта потребность может быть 
временно удовлетворена кругосветным путешествием или, скажем, переездом в 
меньший дом. Но никакие внешние перемены не помогут, пока вн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-