|
яп от дождя. Из-за этого недосмотра мы
постоянно промокали под ливнями".
Такое вступление, как выяснилось впоследствии, было связано с юностью пациента.
Тогда он пристрастился вместе с другом из колледжа к "героическим" походам по
опасным горным местам. (Поскольку ему никогда не приходилось бывать в Индии и
учитывая его ассоциации, вызванные сном, я заключил, что это путешествие во сне
означает исследование нового региона - но не географического, а находящегося в
сфере подсознательного).
В своем сне пациент чувствует, что женщина, олицетворяющая, по всей видимости,
его аниму, не смогла как следует собрать его к этой экспедиции. Отсутствие
шляпы для защиты от дождя указывает на чувство незащищенности его разума от
беспокоящих воздействий новых и далеко не всегда приятных впечатлений. Он
полагает, что женщина должна была снабдить его шляпой, подобно матери,
обеспечивавшей его одеждой. Этот эпизод напоминает его юные годы, когда он
бесцельно бродил то тут, то там, поддерживаемый греющей сердце мыслью о том,
что в случае чего мать (изначальный образ женственности) защитит его от любых
опасностей. Став старше, он понял, что это были детские иллюзии, и теперь винит
в неудачах свою аниму, а не мать.
В следующей части сна пациент участвует с группой людей в прогулке. Он устает
и возвращается в ресторан на открытом воздухе, где обнаруживает плащ и защитную
шляпу, которых ему раньше так не хватало. Сев отдохнуть, он обращает внимание
на объявление, в котором говорится, что ученик из местной средней школы будет
играть роль Персея в спектакле. Затем появляется и сам этот ученик, причем
оказывается, что он вовсе не мальчик, а рослый молодой человек. На нем серый
костюм и черная шляпа, он присаживается побеседовать с другим молодым человеком,
в черном костюме. Сразу же после этой сцены сновидец ощущает прилив энергии и
чувствует, что вновь может присоединиться к своей группе. Затем они все
поднимаются на новый холм. Оттуда открывается вид на конечный пункт их похода -
красивый портовый городок. Он чувствует себя приободренным и помолодевшим от
этого зрелища.
По контрасту с беспокойным и неудобным путешествием первого эпизода,
совершаемым в одиночку, сновидец находится здесь в коллективе. Этот контраст
знаменует переход от юношеской склонности к уединению и протесту к
общительности и большей контактности. Поскольку это предполагает новый уровень
взаимоотношений с людьми, можно счесть, что его анима теперь действует успешнее,
и это передается находкой шляпы, которую ранее анима забыла ему дать.
Но сновидящий утомлен, и сцена в ресторане отражает его потребность
переосмыслить свои прежние взгляды и обновить силы, взглянув на прошлое с новых
позиций. Так и происходит. Сперва он видит объявление, сообщающее об исполнении
роли молодого героя, Персея, мальчиком из средней школы. Затем он видит
мальчика, но уже выросшего, вместе с другом. Их внешность представляет резкий
контраст один в светло-сером, другой - в черном. С учетом сказанного ранее, в
них можно узнать Близнецов. Это героические фигуры, отражающие
противоположность эго и альтер-эго. Впрочем, здесь они появляются гармонично
дополняющими друг друга.
Ассоциации пациента подтвердили это. Им было отмечено, что фигура в сером
олицетворяет приспособленность к жизни в мирском смысле, тогда как фигура в
черном символизирует духовную жизнь, подобно черному облачению священников. А
то, что на них были шляпы (а теперь он нашел и свою), указывает на достижение
ими относительно зрелого самосознания, нехватку которого он так болезненно
переживал в годы ранней юности, когда плутовство (от Плута) нет-нет да и
проявлялось в нем, несмотря на идеалистическое представление о себе как об
искателе мудрости.
Его ассоциации по поводу греческого героя Персея были довольно любопытны и
оказались особенно значимы, потому что содержали вопиющую неточность.
Выяснилось, что он считал Персея героем, убившим Минотавра и спасшим Ариадну из
критского лабиринта. Как только я попросил его написать это имя, ошибка
обнаружилась: Тезей, а не Персей, расправился с Минотавром. Эта оговорка
приобрела неожиданно особый смысл, как часто бывает с подобными промахами,
заставив обратить внимание на то, что объединяет этих двух героев. Им обоим
пришлось преодолеть свой страх перед подсознательными демоническими
материнскими силами и освободить от их воздействия молодую женщину.
Персею пришлось отрубить голову Медузе Горгоне, которая была столь ужасна со
своими змеиными волосами, что каждый посмотревший на нее обращался в камень. А
затем - победить дракона, охраняющего Андромеду. Тезей же олицетворял молодой
патриархальный дух Афин, и ему предстояло противостоять ужасам критского
лабиринта с его чудовищным обитателем - Минотавром, символизирующим, вероятно,
болезненный упадок матриархального Крита. (В любой культуре лабиринт означает
сбивающий с толку и лишенный ориентиров мир матриархального сознания, и пройти
его могут лишь подготовленные к особому посвящению - в таинственный мир
коллективного подсознательного). Преодолев опасность, Тезей спас Ариадну -
скорбящую деву.
Это спасение символизирует освобождение "анимы" от поглощения образом матери.
Только когда этот процесс завершен, мужчина впервые обретает способность
по-настоящему воспринимать женщин. То обстоятельство, что моему пациенту не
удалось в должной мере отделить аниму от образа матери, бросалось в глаза в
другом сне, где он столкнулся с драконом - символом поглощающей его
привязанности к матери. Дракон преследовал его, и он оказался уже на волосок от
смерти, так как был без оружия.
Примечательно, что в этот момент во сне появилась его жена, что каким-то
образом повлияло на дракона: он стал меньше и не таким опасным. Такая перемена
показывает, что вступление в брак помогло пациенту-хоть и с запозданием -
преодолеть привязанность к матери. Другими словами, он
|
|