|
пытать всю
полноту жизни на значительном отрезке детства и юности. Поэтому его можно
назвать оторванным от реальной жизни и незаконченным человеком, растерявшим
себя в бесплодной погоне за метафизическими целями, так и не ставшими явью. Он
не был еще готов принять жизнь такой, какая она есть: и в ее хорошем, и в
плохом.
Похоже, что "молодой человек в черном" во сне моего пациента олицетворяет как
раз эту, теневую, сторону подсознательного. Подобное напоминание о теневых
аспектах личности, их мощном потенциале и роли в подготовке героя к жизненным
баталиям составляет суть перехода от начальной тематики сна к теме жертвующего
собой героя: симпатичного юноши, распластавшегося на алтаре. Герой такого типа
соответствует обычно поздней юности. В это время человек обретает жизненные
идеалы и чувствует, как их сила преображает не только его самого, но его
отношения с другими людьми. Можно сказать, это время расцвета молодости, когда
мы привлекательны, полны энергии и идеализма. Почему же мы тогда так склонны к
жертве?
Причина, видимо, та же, что заставила Близнецов из мифа виннебаго отказаться
от своей мощи под угрозой уничтожения. Идеализм юности, способный "завести" нас,
непременно ведет к чрезмерной самоуверенности: наше Я может в экзальтированном
состоянии ощущать свое богоподобие, но только ценой самообмана, опасного бедой.
(В этом смысл истории об Икаре, юноше, поднявшемся к небесам на хрупких,
изобретенных человеком крыльях - но слишком близко к солнцу, что привело к его
роковой гибели). И все-таки юношеское эго должно пройти через этот риск, ибо
если молодой человек не ставит перед собой сложных задач, он не сможет
преодолеть преграды, разделяющей юность и зрелость.
До сих пор я говорил о выводах, которые мой пациент мог извлечь из своих снов
на уровне личных ассоциаций. Однако в сновидении имеется другой архетипический
уровень - тайна приносимой человеком жертвы. Именно загадочность этого действия
диктует его проявление в ритуальной форме, символика которой уводит нас далеко
назад в прошлое человечества. В распростертом на алтаре юноше видна связь с
обрядом даже более древним, чем те, что вершились на жертвенных плитах
святилища в Стоунхедже. Можно представить, что это ежегодный ритуал, не раз
проводившийся на первобытных жертвенниках, посвященный солнцестоянию и
означающий одновременно смерть и возрождение мифологического героя.
Ритуал проникнут скорбью, но в то же время и особого рода радостью, отражающей
внутреннее понимание того, что смерть ведет еще и к новой жизни. Будь то
эпическая проза индейцев виннебаго или плач по умершему Бальдру в норвежских
сагах, поэзия Уолта Уитмена, оплакивающего Авраама Линкольна, или приснившийся
ритуал, благодаря которому человек возвращается к надеждам или страхам
молодости, - тема одна и та же: драма нового рождения через смерть.
Концовка сна выглядит забавным эпилогом, в котором сновидец наконец
вовлекается в действие сновидения. Он находится вместе с другими людьми на
платформе, с которой нужно спуститься, но не хочет спускаться по лестнице,
боясь нападения. Однако пример женщины, с которой ничего при спуске не
случилось, ободряет его, и он спускается тоже. Поскольку, как выяснилось из
ассоциаций пациента, все представление, свидетелем которого он стал, было
частью ощущаемого им процесса внутренних перемен, то подобная концовка навеяна,
по-видимому, мыслями о сложностях возвращения к повседневной реальности. Его
страх перед силачами говорит о его опасениях, что архетип Плута может
проявиться в коллективной форме.
Во сне спасение приходит в виде приставной лестницы, символизирующей, скорее
всего, рациональный ум, и в лице женщины, помогающей сновидцу спуститься. Ее
появление в заключительном эпизоде сна указывает на психическую потребность
включить женское начало в качестве дополнения ко всем видам действий, в которых
делается упор на мужское начало.
Сказанное выше, как и то, что я использовал миф виннебаго для наглядного
объяснения конкретного сновидения, вовсе не означает, что для истолкования снов
следует обязательно найти исчерпывающие, но абсолютно не естественные параллели
между их содержанием и сюжетами из истории мифологии. Каждый сон по своему
своеобразен, и форма, которую он принимает для человека, в точности
соответствует его собственной ситуации. Я стремился показать, каким образом
подсознание черпает архетипический материал и видоизменяет его структуру
сообразно потребностям сновидца. И в этом конкретном сне не следует искать того
же, что виннебаго описывали в циклах Красного Рога или Близнецов: связь с ними
скорее сущностная, поскольку их основная тема - тема жертвенности.
В качестве общего правила можно сказать, что необходимость в героических
символах возникает, когда эго нуждается в укреплении - например, когда
рассудочное мышление не справляется с какой-то задачей, и ему требуется опора
на источники силы, находящиеся в подсознательной части разума. Например, в
сновидении, проанализированном выше, не упоминалась одна из важнейших сторон
мифа о типичном герое - его способность спасать или защищать прекрасных женщин
от страшной опасности. (Скорбящая дева - популярная тема мифов средневековой
Европы). Это один из путей обращения снов или мифов к "аниме" - женскому началу
в мужской психике, которое Гете называл "Вечной женственностью".
Природа и функции этого женского начала будут обсуждены далее в этой книге
д-ром фон Франц. Но его связь с персонажем героя можно проиллюстрировать здесь
сном, пришедшим к другому пациенту - человеку зрелого возраста. Начало сна было
следующим:
"Я вернулся из длительного путешествия по Индии. Меня и моего друга снаряжала
в путешествие одна женщина, которую я, вернувшись, упрекнул за то, что она не
дала нам с собой черных непромокаемых ш
|
|