|
жизнь протекает без произвольности, которую всегда предполагает сознание. Она
протекает по бессознательным законам, и нигде нет уклонения от архетипа. Но
если существует хоть в некоторой степени действенная сознательность, то
сознательное содержание всегда преобладает над бессознательным, в результате
чего появляется иллюзия, что при отделении от матери не произошло ничего
другого, кроме того, что он перестал быть ребенком этой индивидуальной женщины.
Ведь сознанию знакомы лишь индивидуально приобретенные содержания, и поэтому
ему известна только индивидуальная мать и ничего не известно о том, что она
вместе с тем является также и носителем и представителем архетипа, так сказать,
"вечной" матери. Но отделение от матери является удовлетворительным только в
том случае, если оно включает также и архетип. Разумеется, то же самое касается
отделения от отца.
Естественно, возникновение сознания и вместе с тем относительной свободы воли
обусловливает возможность отступления от архетипа и тем самым от инстинкта.
Если имеет место такое отступление, то появляется диссоциация между сознанием и
бессознательным, в результате чего начинается ощутимое, а в большинстве случаев
и весьма неприятное действие бессознательного, которое выражается в форме
внутренней, бессознательной несвободы, проявляющейся в симптомах, то есть
косвенно. В конечном итоге возникают ситуации, при анализе которых кажется,
будто бы отделения от матери по-прежнему не произошло.
Хотя первобытный дух и не понимал этой дилеммы, он все же ясно ее ощущал и
поэтому включил между детством и взрослым возрастом крайне важные обряды -
ритуалы возмужания и посвящения в мужчины, имеющие вполне разумную цель -
магическим образом осуществить отделение от родителей. Это мероприятие было бы
совершенно излишним, если бы отношение к родителям тоже не ощущалось как
магическое. Однако магическим является все, к чему причастны бессознательные
влияния. Такие обряды имеют целью не только отделение от родителей, но и
переход человека во взрослое состояние. Для этого нужно, чтобы детство не
оставляло оглядывающейся назад тоски, то есть чтобы было удовлетворено
требование ущемленного архетипа. Это достигается тем, что внутренней связи с
родителями отныне противопоставляется другая связь, а именно связь с кланом и
племенем, Чаще всего этой цели служат определенные клеймения тела, такие, как
обрезание и шрамы, а также мистические наставления, которые молодой человек
получает в посвящениях, Нередко посвящения имеют откровенно жестокий характер.
Это представляет собой способ, каким первобытный человек, исходя из
бессознательных для него оснований, считает необходимым удовлетворять
требования архетипа. Ему недостаточно простого отделения от родителей - ему
необходима грубо наглядная церемония, имеющая вид жертвы тем силам, которые
способны удержать молодого человека. Благодаря этому можно сразу же определить,
в чем состоит сила архетипа: он заставляет первобытного человека противостоять
природе, чтобы не оказаться в ее власти. Пожалуй, это является началом всей
культуры, неизбежным следствием сознательности с ее возможностью уклоняться от
бессознательного закона.
Нашему миру эти вещи давно уже стали чуждыми, но вместе с тем природа отнюдь
не потеряла в нас своей силы. Единственное, чему мы научились, - это ее
недооценивать. Но как только встает вопрос, каким образом мы должны
противостоять воздействию бессознательных содержаний, мы сразу же оказываемся в
затруднительном положении. Ведь для нас уже не может быть и речи о первобытных
обрядах. Это было бы искусственным и крайне неэффективным шагом назад. Для
этого мы уже слишком критичны и психологичны. Если бы кто-нибудь предложил мне
ответить на этот вопрос, то я был бы озадачен. По этому поводу я могу сказать
лишь одно, а именно что я давно наблюдаю те пути, на которые инстинктивно
вступают многие мои пациенты для удовлетворения требований своего
бессознательного. Разумеется, я вышел бы далеко за рамки доклада, если бы решил
рассказать о своих наблюдениях. Поэтому я вынужден отослать читателя к
специальной литературе, где данный вопрос обсуждается подробно.
Если бы в настоящем докладе мне удалось способствовать пониманию того, что в
нашей собственной бессознательной душе действенны те силы, которые человек
издавна проецировал вовне в образе богов и которым приносил жертвы, то я был бы
этим доволен. Благодаря такому пониманию нам бы удалось доказать, что все
разнообразные религиозные учения и убеждения, которые с давних времен играли
столь важную роль в истории человечества, не сводятся к произвольным
измышлениям и воззрениям отдельных людей, а своим происхождением в большей
степени обязаны существованию влиятельных бессознательных сил, которыми нельзя
пренебрегать без нарушения душевного равновесия. То, что я пояснил на примере
материнского комплекса, является, конечно, лишь одним из многих случаев.
Архетип матери представляет собой частный случай, и к нему можно было бы легко
Добавить целый ряд других архетипов. Такое множество бессознательных доминант
объясняет многообразие религиозных представлений.
Все эти факторы по-прежнему действенны в нашей душе, устаревшими являются лишь
их выражения и оценки, но не их фактическое существование и действенность. Тот
факт, что теперь мы можем понимать их как психические величины, является новой
формулировкой, новым выражением, которое, возможно, даже позволит обнаружить
пути, на которых может возникнуть новое к ним отношение. Я считаю, что эта
возможность - нечто весьма значительное, потому что коллективное
бессознательное отнюдь не является чем-то вроде темного закутка, а представляет
собой господствующий надо всем осадок сложившегося за бесчисленные миллионы лет
опыта предков, эхо доисторических явлений мира, которому каждое столетие
добавляет несоизмеримо малую сумму вариаций и дифференциации. Поскольку
коллективное бессознательное является осадком явлений мира, который в конечном
|
|