Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К. Г. - Проблемы души нашего времени
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
до этого, либо упорно задерживая его в раю детства, либо по крайней мере 
заставляя его туда украдкой заглядывать. Нормальное приспособление и терпимость 
к собственной недостаточности без возможной сентиментальности и иллюзорности 
станут его ведущими моральными идеями. Необходимым следствием этого является 
отвлечение от бессознательного как от области ослабления и соблазна, влекущих 
за собой моральное и социальное поражение.
 Проблема, которая отныне ставится пациенту, есть воспитание социального 
человека. Тем самым мы достигли третьей ступени. Простое понимание, обладающее 
достаточной побудительной силой для многих чувствительных в моральном отношении 
натур, оказывается несостоятельным для людей с незначительной моральной 
фантазией. Таких людей может подстегнуть только реальное бедственное положение; 
понимания для них недостаточно, пусть даже эти пациенты и убедились в его 
глубочайшей истинности. Я уже не говорю о всех тех, кто понял очевидное 
толкование, но, по существу, в нем сомневается. И это опять-таки духовно 
дифференцированные люди, которые признают истинность редуктивного объяснения, 
но не могут довольствоваться простым обесцениванием своих надежд и идеалов. И 
здесь разум также оказывается бессилен. Метод разъяснения рассчитан на 
чувствительные натуры, которые благодаря пониманию могут самостоятельно сделать 
моральные выводы. Разумеется, разъяснение простирается дальше, чем простое, 
неистолкованное признание, потому что оно по крайней мере просвещает дух и тем 
самым пробуждает дремлющие силы, которые могут оказать положительное 
воздействие. Но факт остается фактом, и разъяснение во многих случаях оставляет 
после себя хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя. К тому же 
основной фрейдовский объяснительный принцип удовольствия, как показало 
дальнейшее развитие, является односторонним и поэтому недостаточным. Нельзя 
всех людей объяснять с этой стороны. Без сомнения, каждый имеет эту сторону, но 
она не всегда главная. Допустим, голодный человек получает в подарок красивую 
картину, но он предпочел бы горбушку хлеба. Или, например, влюбленного выбирают 
президентом Соединенных Штатов, но он бы предпочел заключить в объятия свою 
возлюбленную. В целом всех людей, не испытывающих затруднений с социальным 
приспособлением и социальным положением, можно скорее объяснить через принцип 
удовольствия, чем других, у которых такие затруднения существуют или, другими 
словами, у кого из-за социальной неудовлетворенности имеется потребность в 
признании и власти. Старший брат, идущий по стопам отца и приобщающийся к 
социальной власти, будет томиться от неудовлетворенной потребности получать 
удовольствие, а младший брат, угнетаемый и обижаемый отцом и старшим братом, 
будет дразним честолюбием и потребностью в самоутверждении. Он подчинит этому 
все другие страсти, а потому они не будут представлять для него большой 
проблемы, по крайней мере проблемы жизненно важной,
 Здесь в системе разъяснения имеется явный пробел, который устранил бывший 
ученик Фрейда Адлер. Он убедительно доказал, что многочисленные случаи неврозов 
намного лучше и удовлетворительнее могут объясняться потребностью во власти, 
чем принципом удовольствия. Цель его толкования состоит в том, чтобы показать 
пациенту, как он "аранжирует" симптомы и использует свой невроз для достижения 
фиктивного признания. Даже перенос, равно как и прочие фиксации, служит здесь 
цели достижения власти и в этом отношении представляет собой "человеческий 
протест" против мнимого угнетения, То, что имеет в виду Адлер, есть, очевидно, 
психология угнетаемых или лишенных социального успеха, единственным стремлением 
которых является потребность в самоутверждении. Невротическими такие случаи 
являются потому, что эти люди воображают себя угнетаемыми и во власти этой 
фикции ведут борьбу с ветряными мельницами, лишая себя при этом возможности 
достичь цели, которая для них наиболее желанна,
 По существу, теория Адлера появляется на арене на ступени разъяснения, а 
именно разъяснения в только чтб указанном смысле, и в этом отношении она вновь 
апеллирует к разуму. Однако характерной для Адлера чертой является то, что он 
не ожидает слишком многого от простого понимания и, исходя из этого, ясно 
признает необходимость социального воспитания. В то время как Фрейд является 
исследователем и толкователем, Адлер - главным образом воспитатель. Он не 
оставляет беспомощным ребенка в болезни с его ценным, правда, пониманием, а 
пытается сделать его, используя все воспитательные средства, нормально 
приспособленным человеком. Это делается, очевидно, на основе убеждения, что 
социальное приспособление и нормализация есть желанная цель, безусловно, нужное 
и желательное исполнение человеческой сущности. Из этой основной установки 
школы Адлера следует ориентация основного акцента на социальную силу 
воздействия и отказ от бессознательного, который случайно, как мне кажется, 
переходит в отрицание бессознательного. Поворот от фрейдовского подчеркивания 
роли бессознательного является, видимо, неизбежной реакцией, которая, как я уже 
упомянул ранее, соответствует естественному отвращению любого больного, 
стремящегося к выздоровлению и приспособлению. Ведь если бы бессознательное 
действительно было не чем иным, как простым хранилищем всех обычных теневых 
сторон человеческой натуры, исключительно доисторическим отложением ила, то 
тогда в самом деле непонятно, зачем нужно находиться в болоте, в которое 
однажды попали, дольше, чем это требуется. Исследователю лужа может 
представляться удивительным миром, для обычного же человека она является тем, 
что лучше обойти. Подобно древнему буддизму, не имеющему богов в силу того, что 
он должен был выделиться из фона, образованного пантеоном с двумя миллионами 
богов, и психология в своем дальнейшем развитии должна непременно 
дистанцироваться от такой негативной вещи, как фрейдовское бессознательное. 
Воспитательные цели адлеровского направления появляются на арене в тот момент, 
когда Фрейд с нее сходит, и этим они отвечают понятным потребностям больного в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-