|
причинами и целями, процессы, имеющие свои тонкости. Существует немало ученых,
стремящихся не иметь мировоззрения, потому что это якобы ненаучно. Но, по всей
видимости, этим людям не совсем ясен истинный смысл их действий. На самом же
деле этим они умышленно оставляют сами себя в неведении относительно своих
направляющих идей, другими словами, задерживают себя на более низкой,
первобытной ступени сознания, не соответствующей их возможностям. Не всякие
критика и скепсис являются выражением интеллекта, а скорее наоборот; особенно
тогда, когда отговариваются скепсисом, чтобы прикрыть недостаток в
мировоззрении. Еще чаще не хватает скорее морального мужества, чем интеллекта,
ведь видеть мир означает также видеть себя самого, а для этого необходимо
немалое мужество. Поэтому отсутствие мировоззрения пагубно в любом случае.
Обладать мировоззрением - значит создать образ мира и самого себя, знать, что
есть мир и кто есть я. Но нельзя понимать это буквально. Никто не может знать,
что такое мир или же кем является он сам. Но cum grano salis (С известной
оговоркой, с осторожностью (лат.). - Перев.) это будет значить: максимально
возможное познание. Такое познание требует фактов и не терпит необоснованных
предположений, произвольных утверждений, авторитарных мнений. Оно собирает
хорошо обоснованные гипотезы, не забывая при этом, что всякое знание
ограниченно и подвержено заблуждениям.
Если бы образ мира, создаваемый нами, не воздействовал на нас самих, то можно
было бы вполне довольствоваться какой-нибудь красивой или приятной иллюзией.
Однако самообман отражается на нас самих, он делает нас нереальными, глупыми и
неадекватными. Из-за того что мы сражаемся с иллюзиями, нас одолевает сверхсила
реальности, таким способом мы узнаем, сколь важно и сколь существенно обладать
тщательно обоснованным и разработанным мировоззрением.
Мировоззрение - это гипотеза, а не предмет веры. Мир изменяет свое лицо -
tempora mutantur et n6s mutamur in illis (Времена меняются, и мы меняемся
вместе с ними (лат.). Перев.) - ведь он познаваем для нас лишь в виде нашего
внутреннего психического образа, и, когда образ меняется, не всегда легко
установить, решить, что изменилось - только мир, или только мы, или же вместе с
миром изменились и мы сами. Образ мира может меняться все время так же, как все
время может меняться наше мнение о нас самих. Каждое новое открытие, каждая
новая мысль может придать миру новое лицо. С этим надо обязательно считаться;
иначе мы неожиданно окажемся в антикварном мире, а сами превратимся в
старомодный пережиток более глубокой ступени сознания. Каждый человек рано или
поздно исчерпывает себя, но в интересах живого необходимо отодвигать этот
момент как можно дальше, а этого можно добиться лишь в том случае, если мы не
позволим застыть образу мира, а каждую новую мысль будем проверять, какой вклад
вносит она в нашу картину мира.
Приступая теперь к обсуждению проблемы соотношения аналитической психологии и
мировоззрения, я хочу подчеркнуть, что это будет делаться под углом зрения
только что высказанной позиции, то есть вопроса: дают ли знания, добытые
аналитической психологией, что-либо новое нашему мировоззрению или же нет?
Чтобы суметь с пользой изложить этот вопрос, мы прежде всего должны дать отчет,
чем по своей сути является аналитическая психология. То, что я обозначаю этим
названием, представляет собой особое направление психологии, которое занимается
главным образом так называемыми комплексными душевными феноменами, в отличие от
физиологической или экспериментальной психологии, стремящейся, насколько это
возможно, разложить комплексные феномены на их элементы. Обозначение
"аналитическая" проистекает из того факта, что это направление психологии
развилось из первоначального фрейдовского психоанализа. Фрейд идентифицировал
психоанализ со своей теорией сексуальности и вытеснения и тем самым возвел его
в доктрину. Поэтому, когда речь идет о теоретических вопросах, а не о чисто
технических моментах, я стараюсь избегать выражения "психоанализ".
Что же касается фрейдовского психоанализа, то он заключается в технике,
позволяющей нам вновь возвращать сознанию так называемые вытесненные, ставшие
бессознательными содержания. Такая техника являет собой терапевтический метод
толкования и лечения неврозов. В основе этого метода лежит представление о
неврозах как о результате воздействия развивающегося под влиянием воспитания
определенного рода морального отвращения, которое вытесняет из сознания и
делает бессознательными неприятные воспоминания и тенденции, так называемые
несовместимые содержания. Рассмотренная подобным образом бессознательная
душевная деятельность - так называемое бессознательное - представляется главным
образом как receptaculum всех тягостных для сознания содержаний, а также всех
забытых впечатлений. Но, с другой стороны, нельзя не учитывать, что
несовместимые содержания как раз и проистекают из бессознательных влечений, то
есть бессознательное является не просто хранилищем, а прямо-таки матерью этих
не принимаемых сознанием вещей. Но мы здесь можем сделать еще один шаг:
бессознательное продуцирует также и новые творческие содержания. Все когда-либо
созданное человеческим духом произошло из содержаний, которые в конечном счете
являли собой бессознательные зачатки. Если Фрейд особый акцент сделал на первом
аспекте, то я, не отрицая первого, выделил последний. Хотя способность человека
обходить и по возможности избегать неприятностей, а потому охотно забывать то,
что ему не нравится, - факт весьма существенный, мне все же представляется
намного более важным установить, в чем, собственно, состоит позитивная
деятельность бессознательного. Рассмотренное с этой стороны, бессознательное
представляется тогда совокупностью всех находящихся in statu nascendi душевных
содержаний. Эта несомненная функция бессознательного нарушается в основном
вследствие вытеснения из сознания, и это нарушение естественной деятельности
бессознательного является, пожалуй, важным источником так называемых
|
|