|
мягким выражением лица.
В этнологической литературе имеется одно интересное сообщение об индейском
вожде и воине, которому в середине жизни явился во сне великий дух и возвестил,
что отныне тот должен будет сидеть с женщинами и детьми, носить женскую одежду
и питаться пищей для женщин. Вождь повиновался видению, не потеряв своей
репутации. Это видение является точным выражением полуденной психической
революции, начала заката. Жизненные ценности и даже тело превращаются в свои
противоположности, по крайней мере в виде намека.
Мужское и женское начала вместе с их душевными особенностями можно было бы, к
примеру, сравнить с определенным запасом субстанций, которые в первую половину
жизни расходуются неодинаково. Мужчина расходует свой большой запас мужской
субстанции, и у него остается лишь небольшая сумма женской, которой он и
начинает пользоваться. И наоборот, женщина теперь пускает в ход не
использованный ею ранее запас мужественности,
Еще более, чем в физическом отношении, это изменение проявляется в психическом.
Как часто, например, бывает, что мужчина в возрасте сорока пяти - пятидесяти
лет разоряется, и тогда женщина надевает брюки и открывает лавку, где мужчина
разве что исполняет роль подручного. Существует очень много женщин, у которых
социальная ответственность и социальное сознание пробуждаются вообще только
после сорока лет жизни. В современных деловых кругах, особенно в Америке, break
down, нервный срыв после сорока лет, - явление достаточно распространенное.
Если исследовать такого бедолагу более тщательно, то оказывается, что
разрушенным является прежний, мужской, стиль, а то, что остается, представляет
собой феминизированного мужчину. И наоборот, в тех же кругах встречаются
женщины, которые в эти годы обнаруживают необычайную мужественность и твердость
разума, оттесняющие на задний план сердце и чувство. Очень часто эти изменения
сопровождаются разного рода супружескими катастрофами; ведь не так уж трудно
себе представить, что бывает, когда муж проявляет свои нежные чувства, а жена
свой разум.
Самое плохое во всем этом то, что умные и образованные люди живут, даже и не
подозревая о возможности таких изменений. Они вступают во вторую половину жизни
совершенно неподготовленными. Или, быть может, есть где-нибудь учебные
заведения, и не просто средние, а высшие школы для сорокалетних, которые
готовили бы их к будущей жизни с ее требованиями так же, как вводят в знание
мира и жизни наших молодых людей школы и институты? Нет, мы вступаем во вторую
половину жизни крайне неподготовленными; хуже того, мы делаем это, находясь под
влиянием ложных представлений наших прежних истин и идеалов. Мы не можем
прожить вечер жизни по той же самой программе, что и утро, потому что того,
чего много утром, будет мало вечером, а то, что верно утром, вечером будет уже
неверно. Мне приходилось лечить слишком многих пожилых людей и заглядывать в
сокровенные уголки их души, чтобы усомниться в истине этого основного правила.
Стареющий человек должен знать, что его жизнь не увеличивается и не
расширяется; наоборот, неумолимый внутренний процесс приводит к сужению жизни.
Если молодой человек слишком много занимается собственной персоной - это
является для него чуть ли не грехом или, по крайней мере, опасностью; для
стареющего же человека уделять серьезное внимание своей Самости - это
обязанность и необходимость. Солнце прячет свои лучи для освещения самого себя,
после того как оно расточало свой свет миру. Вместо этого многие пожилые люди
предпочитают превращаться в ипохондриков, скряг, узких педантов и landatores
temporis acti (Апологеты минувшего времени (лат.). - Перев.) или даже
оставаться вечно молодыми - жалкая замена освещению Самости, но неминуемое
следствие того заблуждения, что вторая половина жизни должна управляться
принципами первой.
Только что я говорил, что у нас нет школ для сорокалетних. Это не совсем верно.
Наши религии с давних пор являются или когда-то были такими школами. Но для
скольких людей они еще ими являются? Сколько пожилых людей действительно были
воспитаны в одной из таких школ для тайны второй половины жизни, для старости,
смерти и вечности?
Разумеется, человек не жил бы семьдесят и восемьдесят лет, если бы такая
продолжительность жизни не соответствовала смыслу его вида. Поэтому вечер его
жизни также должен иметь свой смысл и цель, он не может быть жалким придатком
утра. Несомненно, смыслом утра является развитие индивида, его устройство во
внешнем мире, продолжение рода и забота о потомстве. Это является очевидной
природной целью. Но если эта цель достигнута, и достигнута даже с избытком,
должно ли приобретение денег, дальнейшее завоевание и расширение пространства
своего существования переходить за рамки разумного смысла? Тот, кто подобным
образом без нужды переносит закон утра, то есть природную цель, на вторую
половину жизни, должен считаться с душевными потерями точно так же, как юноша,
пытающийся перенести свой детский эгоизм в зрелый возраст, должен
расплачиваться за это свое заблуждение социальным неуспехом. Приобретение денег,
социальное существование, семья, потомство представляют собой всего лишь
природу, но не культуру. Культура находится по ту сторону природной цели. Тогда,
может быть, культура является смыслом и целью второй половины жизни?
У первобытных племен, например, мы видим, что почти всегда старики являются
хранителями таинств и законов, а в этом и выражается прежде всего культура
племени. Как обстоит дело в этом смысле у нас? Где мудрость наших стариков? Где
их секреты и вещие сны? Скорее старики у нас чуть ли не пытаются подражать
молодым. В Америке считается, так сказать, идеалом, если отец является братом
для своих сыновей, а мать где только можно - младшей сестрой своей дочери.
Я не знаю, что в этом заблуждении можно отнести к реакции на преувеличение в
|
|