|
углями под серым пеплом.
Статистика указывает на возрастание частоты депрессий у мужчин в возрасте
около сорока лет. У женщин невротические трудности появляются, как правило,
несколько раньше. В этой фазе жизни, то есть между тридцатью пятью и сорока
годами, подготавливается существенное изменение человеческой психики. Сначала,
правда, это неосознанное и не бросающееся в глаза изменение - речь здесь скорее
идет о косвенных признаках изменений, берущих, по-видимому, свое начало в
бессознательном. Иногда это как бы постепенное изменение характера, в другом
случае появляются качества, которых не было с детского возраста, или же
начинают блекнуть прежние склонности и интересы, а их место занимают новые, или
- что бывает очень часто - начинают затвердевать и становиться жесткими прежние
принципы и убеждения, особенно моральные, что постепенно, к пятидесяти годам,
может перерасти в нетерпимость и фанатизм - как будто существованию этих
принципов что-нибудь угрожает и поэтому их нужно выпячивать еще более.
Не всегда в зрелом возрасте вино молодости становится прозрачным, иногда оно и
мутнеет. Все эти явления наиболее заметны у людей несколько односторонних.
Иногда они наступают раньше, иногда позже. Зачастую, как мне кажется, их
наступление затягивается тем обстоятельством, что еще живы родители данного
человека. Тогда как бы чересчур растягивается юношеская фаза. Главным образом я
наблюдал это у тех мужчин, отец которых долгое время был жив. Его смерть
вызывала тогда нечто вроде скоротечного созревания и действовала, так сказать,
катастрофически.
Я знаю одного набожного мужчину, возглавлявшего церковный приход. Примерно в
сорок лет эта набожность переросла у него в несносную моральную и религиозную
нетерпимость. При этом характер его становился все более невыносимым. В конце
концов он стал мало чем отличаться от угрюмо глядящей церковной колонны. Так он
прожил до пятидесяти пяти лет, пока однажды он вдруг не привстал посреди ночи с
постели и не сказал жене: "Теперь я все понял. Я подлинный негодяй". Это
озарение не осталось без практических последствий. Последние годы жизни он
провел в свое удовольствие, истратив при этом большую часть своего состояния.
Очевидно, не так уж несимпатичен этот человек, способный на обе крайности!
Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют
нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог
зрелого возраста. Кто не знает тех трогательных пожилых господ, погрязших в
беспросветном мещанстве, которые все снова и снова вытаскивают на свет божий
давно уже забытые студенческие годы и, только возвращаясь в прошлое, к своему
героическому гомеровскому времени, способны разжечь пламя жизни? Однако у них,
как правило, есть преимущество, которое нельзя недооценивать, - они не
невротики, а большей частью всего лишь скучные и стереотипные люди.
Невротиком скорее является тот, кому никогда не удавалось осуществить в
настоящем то, чего бы ему хотелось, и кто поэтому не может радоваться прошлому.
Так же как раньше он не сумел отделаться от детства, так и теперь он не в
состоянии избавиться от фазы молодости. Наверное, он не может найти себя в
мрачных мыслях старения и поэтому напряженно смотрит назад, поскольку смотреть
вперед для него невыносимо. Как инфантильный человек боится неизвестности мира
и жизни, так и взрослый сторонится второй половины жизни, как будто там его
подстерегают неведомые трудности, или как будто это чревато для него жертвами и
потерями, с которыми он не может смириться, или как будто прошлая его жизнь
была настолько прекрасна и настолько ему дорога, что он не может без нее
обойтись.
Но, может быть, это просто страх смерти? Мне, однако, это представляется
маловероятным, поскольку, как правило, смерть еще далека, а потому и несколько
абстрактна. Опыт показывает, что основой и причиной всех трудностей этого
переходного периода скорее является глубинное, удивительное изменение души. Для
того чтобы его охарактеризовать, я бы хотел привести в качестве сравнения
дневное движение солнца. Имеется в виду солнце, одушевленное человеческим
чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется
из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно
поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом
расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое
предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно
выше и тем самым как можно больше распространить свою благодать. С этим
убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты - непредвиденной,
потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло
знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня
начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра.
Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и
тепло убывают вплоть до полного угасания.
Всякое сравнение хромает. Но это сравнение хромает по крайней мере не больше,
чем остальные. Одно французское выражение цинично и вместе с тем смиренно
обобщает смысл этого сравнения: "Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait"
(Если бы молодость умела, если бы старость могла (франц.). - Перев.).
К счастью, мы люди, а не солнца, иначе с нашими культурными ценностями дело
обстояло бы туго. Но кое-что в нас есть от солнца; и утро, и весна, и вечер, и
осень - это не просто сентиментальная болтовня, а психологические истины, более
того, это даже физиологические факты, так как полуденный переворот изменяет
даже наши физические свойства. Для южных народов особенно характерно, что у
пожилых женщин появляется хриплый, низкий голос, усы, жесткие черты лица и
разные другие мужские признаки. И наоборот, мужской физический хабитус
ослабляется женскими чертами, например увеличением жировой прослойки и более
|
|