Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К. Г. - Проблемы души нашего времени
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
представлении, в результате чего ребенок первое время постоянно говорит о себе 
в третьем лице. И только позже, когда ряд "Я", или так называемый "Я"-комплекс, 
приобретает, вероятно в результате упражнения, собственную энергию, появляется 
чувство субъекта, или чувство "Я". Возможно, это происходит в тот момент, когда 
ребенок начинает говорить о себе в первом лице. По-видимому, на этой ступени 
возникает непрерывность памяти, то есть, по сути, непрерывность 
"Я"-воспоминаний.
 Детская ступень сознания пока не знает проблем, ибо от субъекта еще ничего не 
зависит, в то время как сам ребенок целиком зависит от родителей. Он словно 
совсем еще не родился и по-прежнему пребывает в духовной атмосфере родителей. 
Духовное рождение и вместе с тем осознанное отделение себя от родителей 
наступает обычно только вместе с вторжением сексуальности в пубертатном 
возрасте. С этой физиологической революцией связана также и революция духовная. 
Вследствие телесных изменений "Я" выпячивается до такой степени, что зачастую 
заставляет считаться с собой совершенно несоразмерно. Отсюда и название 
"переходный возраст" (Немецкое выражение Flegeljahre (переходный возраст) 
дословно переводится как "годы дерзости, невоспитанности, грубости". - Перев.).
 Вплоть до этой эпохи психология индивида, в сущности, является инстинктивной и 
поэтому беспроблемной. Даже если субъективные влечения наталкиваются на внешние 
преграды, такое подавление не вызывает у индивида конфликта с самим собой. Он 
подчиняется ограничениям или обходит их, оставаясь полностью самодостаточным. 
Ему еще неведома саморасщепленность проблемного состояния. Это состояние может 
возникнуть только тогда, когда внешние барьеры станут внутренними, когда одно 
влечение будет идти вразрез с другими. Выражаясь психологически, это означает: 
проблемное состояние, внутренний конфликт возникает в том случае, когда возле 
ряда "Я" появляется второй ряд содержаний такой же интенсивности. По своей 
энергетической величине этот второй ряд имеет такое же функциональное значение, 
что и "Ян-комплекс; он является, так сказать, другим, вторым "Я", которое при 
случае может даже отобрать у первого "Я" ведущую роль, В результате возникает 
конфликт с самим собой, проблемное состояние.
 Давайте теперь коротко окинем взглядом только что сказанное: первая форма 
сознания - простое распознавание - это анархическое или хаотическое состояние. 
Вторая ступень, то есть ступень образовавшегося "Я"-комплекса, представляет 
собой монархическую, или монистическую фазу. На третьей ступени вновь 
осуществляется развитие сознания, возникает сознание двойственности, 
дуалистическое состояние.
 Здесь мы подошли непосредственно к нашей теме, то есть к проблематике 
возрастных ступеней. Сначала речь пойдет о проблематике молодого возраста. Эта 
ступень простирается от непосредственно послепубертатного времени и примерно до 
середины жизни, которая приходится на возраст где-то между тридцатью пятью и 
сорока годами.
 Конечно, здесь сразу возникает вопрос: "Почему я начинаю со второй ступени 
человеческой жизни, словно ступень детства проблем не имеет?" Ребенок, как 
правило, пока еще лишен проблем, однако со своей сложной психикой он сам, 
пожалуй, представляет проблему номер один для родителей, воспитателей и врачей. 
Только взрослый человек может в себе сомневаться и потому быть не в ладах с 
самим собою.
 Всем нам известны истоки проблем этой возрастной ступени. Подавляющее 
большинство людей соприкасаются здесь с внезапно прерывающими сон детства 
требованиями жизни. Если индивид достаточно подготовлен, то переход в 
профессиональную жизнь может произойти гладко. Но если имеются контрастирующие 
с действительностью иллюзии, то сразу возникают и проблемы. Никто не вступает в 
жизнь без некоторых уже сложившихся представлений. Иногда это представления 
ложные, не соответствующие внешним условиям, с которыми человек сталкивается. 
Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних 
трудностей либо же с необоснованным оптимизмом или негативизмом. Можно было бы 
составить длинный список всех тех ошибочных представлений, которые являются 
причиной первых, осознанных проблем.
 Однако проблемы порождают не только столкновение субъективных представлений с 
внешними условиями, но и, возможно столь же часто, внутренние душевные 
трудности; они существуют даже тогда, когда внешне все идет гладко. Особенно 
часто они представляют собою вызванные сексуальным влечением нарушения 
душевного равновесия и встречающееся, пожалуй, столь же часто чувство 
неполноценности, которое может являться причиной чрезмерной чувствительности. 
Эти внутренние конфликты могут существовать даже в том случае, когда 
приспособление к внешним условиям вроде бы достигается без труда. Иногда даже 
кажется, что молодые люди, вынужденные вступить в тяжелую борьбу с окружающей 
жизнью, не испытывают внутренних проблем, тогда как другие, которым по 
каким-либо причинам приспособление дается легко, обнаруживают либо сексуальные 
проблемы, либо конфликты, связанные с чувством неполноценности.
 Лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным 
недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними 
имеется существенное различие: невротик болен потому, что не осознает своей 
проблематики, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не 
становясь больным.
 Если попытаться извлечь из почти неисчерпаемого многообразия индивидуальных 
проблем молодого возраста общее и самое главное, то наталкиваешься на 
определенную характеристику, присущую, похоже, всем проблемам этой ступени: 
речь идет о выраженном в той или иной степени застревании на детской ступени 
сознания, о сопротивлении действующим в нас и вокруг нас силам судьбы, которые 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-